Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

СМИ о нас

Известному Липецкому краеведу исполнилось 70 лет

Вчесть юбилея Александра Клокова в краеведческом музее открылась выставка.

На прошлой неделе справил своё 70-летие липецкий краевед, почётный гражданин Липецка, основатель Липецкого областного краеведческого общества и патриот Александр Юрьевич Клоков. Он написал много книг, создал огромное количество музейных экспозиций, разработал множество туристических маршрутов и всю жизнь боролся засохранение исторического наследия Липецкой области.

6

Липецкое озеро

Александра Клокова иногда называют липецким Дон Кихотом, имея ввиду его романтизм и рыцарское служение истории. Но Клоков всегда побеждает, поэтому он некакой-то аутсайдер из провинции Ла-Манча, а вполне успешный учёный-краевед.

KL

Первое своё открытие Клоков сделал в 14 лет. Тогда наберегу Воронежа он нашёл памятник эпохи неолита, где с V по III тысячелетие до новой эры селились охотники и рыбаки каменного иначала бронзового веков. Место это находится поправому берегу реки от Петровского моста всторону современной Набережной.

Клоков написал в областную газету небольшую заметку «Встреча скаменным веком», но, как это часто бывает с научными открытиями, все сделали вид, что в исторической науке ничего серьёзного, даже лучше сказать, вообще ничего не произошло. Это было время, когда российский историк Александр Бессуднов ещё не воспитал плеяду липецких археологов, способных подостоинству оценить открытие подростка, который каждый день приходил на речку из Дикого и копал песок прямо под ковшом земснаряда.

7

В областном краеведческом музее были, конечно, люди, которые получали зарплату как раз за то, чтобы хвататься за такие находки обеими руками, но и там коткрытию первого в Липецке памятника эпохи неолита, который позже назвали «Липецким озером», тоже никто не проявил никакого интереса.

Хорошо, что в Липецкой области работал тогда советский археолог из Ленинградского отделения Института истории материальной культуры АНСССР Всеволод Протасьевич Левенок. Онвёл раскопки наместе будущего Матырского водохранилища и на Липецком городище. До него дошли слухи о Клокове, он встретился сним и нанёс «Липецкое озеро» на археологическую карту как место уникальных находок.

Признание к первому юбилею

Как первооткрыватель «Липецкого озера» Александр Клоков получил признание только нарубеже XX–XXI веков, когда ему было уже под 50 и он был известным учёным. Судьба свела его с выдающимся археологом Арсеном Тиграновичем Синюком. Когда Синюк увидел находки, сделанные Клоковым на «Липецком озере», он, как рассказывают, воскликнул:

—Ба! Вся наша экспедиция запоследние 10 лет не накопала столько, сколько накопал ты!

Арсену Тиграновичу было чему удивиться— Клоков выложил перед ним 40 тысяч артефактов от каменного века до бронзового. Тогдаже Клоков и Синюк написали книгу «Древнее поселение Липецкое озеро», и открытие липецкого подростка стало известно широкой научной общественности спустя почти 40 лет.

8

Однако Александр Клоков известен рядовым липчанам не как археолог, а как краевед, хотя, вообще говоря, его сознательная жизнь, как он сам рассказывает, началась с археологии. Когда бабушка первый раз привела его в библиотеку, он взял книжку по археологии, а дикинские мужики до сих пор вспоминают, как в детстве Клоков таскал их по оврагам и они искалидревнее захоронение.

Откуда есть пошла земля Липецкая

Надо сказать, краеведение в Липецке стало популярным сначала прошлого века. Многие тогда увлекались этим полезным иинтересным делом. Вершиной местного краеведения стал основатель Петровского общества, которое распространяло научные знания среди горожан, Михаил Павлович Трунов. Трунов работал врачом на винном складе, вёл приём на Липецком курорте, лечил рабочих на Сокольском металлургическом заводе и на рудниках. Он первым в Липецке начал изучать Гагаринскую верхнепалеолитическую стоянку и первым исследовал историю петровских металлургических заводов и Липецкого курорта. Он, наконец, основал краеведческий музей, архив и библиотеку, которая позже стала Липецкой областной универсальной научной библиотекой.

KL2

Однако с 1925 года жизнь Трунова пошла наперекос. Сначала его арестовали за хранение антисоветской газеты «Руль», а потом он попал под репрессии по «Делу краеведов», после которого краеведение практически перестало существовать не только в Липецке, но и вообще в СССР. Как тогда писали, оправдывая разгром краеведения, «краеведческие организации не раз служили теми углами, где укрывались, маскируясь под строителей социализма, его лютые враги и последыши разгромленных эксплуататорских классов».

Нашёл ценный предмет — отправь заграницу

Однако, как рассказывает краевед Михаил Корольков, краеведение тех лет пострадало не столько по политическим причинам, сколько из-за своей тогдашней специфики, навязанной любителям старины государством.

9

— Краеведение сконца 1920-х, — говорит он, — служило не сохранению артефактов истории, а должно было содействовать вывозу заграницу ценных коллекций: археологических, этнографических, коллекций минералов. Одним словом, всего того, что можно было конвертировать ввалюту, и этой валютой оплатить поставки машин или материалов, которые были нужны для индустриализации. За эту помощь государству, правда, полагалась компенсация вразмере 10%, но многие из краеведов были патриотами и нехотели, чтобы страна теряла исторические ценности. Вот, собственно, за это нежелание грабить свою страну они и пострадали.

Сделал больше, чем Трунов

Возрождаться краеведение начало только в 1950–1960-е. И, конечно, Александр Клоков был не первым в Липецке, кто занялся изучением родного края. Однако среди липецких краеведов не найдётся никого, кто бы не поставил его на первое место в рейтинге своих коллег.

— Унас в Липецке много замечательных краеведов,— считает начальник Государственной дирекции поохране культурного наследия Липецкой области, краевед Андрей Найдёнов. —Но Клоков— это краевед такого уровня, как Михаил Павлович Трунов. Михаилу Павловичу жизнь не дала развернуться. Он попал под каток репрессий и был физически отстранён от краеведения. Поэтому Александр Юрьевич сделал, может быть, больше для нашего краеведения, чем Трунов.

KL3

Михаил Корольков, человек такой же скупой на похвалу, как и Клоков, ставит в заслугу Александру Юрьевичу то, что он, в отличие от липецких краеведов 1950–1960-х, которые были, скорее, краеведами-любителями, поставил краеведение на научную основу:

— Его статьи, как и статьи его последователей и соратников, — это научные труды с научным аппаратом. В них каждый факт, каждый вывод подкрепляются ссылками на архивные материалы, на чужие работы в этой области и так далее. Клоков— очень кропотливый учёный, который занимается научным, а нелюбительским краеведением. Он единственный в Липецке краевед, у которого есть огромная картотека с тысячами карточек, где записан каждый факт липецкой истории, где кем он упоминается, и прочая информация.

На защите Истории

Ещё одна ипостась Александра Клокова, известная многим даже больше, чем его достижения в краеведении,— это склонность бороться с теми, кто уничтожает памятники истории или замахивается на то, чтобы их уничтожить. Все, кто его знает лично или благодаря СМИ, говорят, что это человек, который любит поспорить и помитинговать. Если бы Клоков жил в1930-е, он сосвоим дерзким характером попал бы под каток репрессий раньше всех своих коллег-краеведов.

10

Он начал бороться с преступным равнодушием к историческим памятникам ещё тогда, когда выкапывал артефакты наберегу Воронежа. В то время в Липецке начался строительный бум, и песок, хранивший наследие, если так можно сказать, древних липчан, прямо из-под земснаряда отправляли настройки. Клоков теперь шутит, что обломки керамических горшков, костяные рыболовные крючки, скребки и наконечники копий или стрел сегодня можно найти в кирпичной кладке ивстенах крупнопанельных домов повсему городу. И это насамом деле так. От стоянки тогда уцелел небольшой участок, который составляет всего 10% отобщей площади древнего поселения.

11

Клоков стучал вовсе двери, но ему никто не открывал, он в первые публично заявил, что в этом городе и, может быть, вообще на земле никому ничего ненужно. Потом небыло ни одного митинга, связанного с защитой старины, который бы он пропустил. Он митинговал за то, чтобы краеведческий музей ушёл из Христорождественского храма, а храм передали церкви, хотя сам работал в музее и занимал кабинет, который находился под алтарём. Он протестовал против уничтожения Никольского храма. Он спасал Древне-Успенскую церковь, где хотели открыть зал игровых автоматов или пирожковую. Одним словом, он всегда протестовал против уничтожения Истории.

Государственник и патриот

При этом власть — хоть наверху были, конечно, люди, которые его недолюбливали, — всегда относилась к нему с уважением. Она осыпала его знаками отличия иименно ему поручила быть доверенным лицом Путина на выборах 2012 года. На своём юбилее Александр Юрьевич пошутил: чтобы тебя заметили, обычно нужно умереть, а он при жизни успел почувствовать почитание своих земляков.

— Да, ямного критиковал чиновников, но все они прекрасно понимали, что я государственник и патриот,— говорит Клоков. — Когда с трибуны вещали, что патриотизм — это прибежище негодяев, мы, липецкие краеведы, открыто заявляли, что мы патриоты. Всё, что мы делали и делаем — пишем ли книги или ведём раскопки,— мы делаем на благо Родины, мы хотим, чтобы люди знали и любили её.

Текст: Виктор Унрау
Фото: Сергей Паршин

Источник>>

 

Международный день бобра

Сегодня, 7 апреля - Международный день бобра. А знаете ли вы что....

  • бобр один из самых больших грызунов в мире, взрослая особь весит около 30 кг.
  • передние зубы бобров, никогда не перестают расти.
  • изображение бобра можно встретить на гербах российских городов: Боброва Воронежской области, Донского Тульской области, Искитима Новосибирской области.

Еще больше интересных подробностей из жизни бобров смотрите в интервью нашего старшего научного сотрудника Анжелики Юнченко - в программе Утро России - Липецк.

Со страниц фантастического романа

5

В областном выставочном зале открылась необычная экспозиция по мотивам романа Яна Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагосе» (6+). Арт-проект представилагруппа московских художников. 

Захожу в галерею и словно попадаю на страницы фантастического романа. Посетителей приветствуют кук­лы-оборотни. На стенах зала — загадочные лица средневековых персонажей и следы невиданных существ. Джинсовые полотна поражают воображение космическими пейзажами и манят неизведанными дорогами. В середине зала — подзорная труба из бутылочного стекла, с помощью которой можно заглянуть в иные миры. А арт-объекты на пути посетителей легко меняют облик, если взглянуть на них под другим углом.

Вся эта сказочная феерия выхватывает из глубин подсознания то детское ощущение, когда мир был ещё не изведан, незнакомые явления вызывали одновременно страх, любопытство и исследовательский интерес. А изучая на полотнах и арт-объектах фантастические сюжеты, вспоминаешь, что когда-то нечто похожее видела в снах. Пугает? Нет, эта мистификация скорее завораживает! Душой улавливаешь и красоту, и иронию авторов, и глубокую метафоричность общей картины.

Источник вдохновения

На создание этой волшебной экспозиции шестерых московских художников вдохновил роман польского писателя Яна Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагосе». Произведение было опубликовано на рубеже XVIII-XIX веков. По своему построению оно напоминает арабские сказки «Тысяча и одна ночь», улавливается сходство и с «Декамероном» Джованни Бокаччо.

Сюжетом для мистерии послужили необычайные приключения молодого валлонского офицера Альфонса ван Вордена времён войны за испанское наследство (1701 – 1714 годы). Герой романа на протяжении 66 дней странствовал по горам Сьерра-Морены, пытаясь попасть в свой полк в Мадриде. В начале произведения Альфонс сталкивается с различными мистическими и пугающими явлениями, а затем присоединяется к кочующему цыганскому табору. Он и его спутники постоянно рассказывают друг другу истории, внутри которых зачастую оказываются другие новеллы. В литературе такой жанр называется «шкатулочный роман».

Географический и временной диапазон произведения необъятен. Читатель переносится из Средневековья в античность, отправляется вслед за персонажами в разные точки планеты — от Европы до Южной Америки. Возвращаться к книге можно в любой момент, не боясь упустить какое-либо звено в чехарде событий.

Московские художники — соавторы арт-проекта Наталия Лаптева, Ольга Носенко, Вероника Гаранина, Татьяна Новикова, Антон Белянкин, Александра Стрелкова — отразили в экспозиции своё прочтение и собственный профессиональный опыт. Поэтому выставка получилась многожанровой, но объединённой общей темой. Художники представили в экспозиции видеоарт, живопись, графику, керамику, стекло, камни и текстиль. 

Где бурлят страсти

Ранее проект уже выставлялся в московских галереях. Художественный руководитель липецкого музейного объединения Ольга Буева, увидев экспозицию в столице, загорелась желанием показать её липецким зрителям.

— Этот многожанровый проект объединил профессиональных художников, и они создали по-настоящему уникальную и загадочную экспозицию. В результате получилась такая невероятная высокохудожественная выставка. Организовать её в Липецке было очень сложно, но потраченные усилия того стоят, — отмечает Ольга Буева.

На открытие экспозиции в Липецк приехали две художницы. Вероника Гаранина рассказала, что впервые прочитала «Рукопись, найденную в Сарагосе» лет в 10 – 12, и авантюрный, плутовской роман её заворожил.

— В детстве мне нравилось, что он ещё и костюмный, зрелищный: персонажи в шляпах, в перьях, в ботфортах, на конях. Воображение рисовало романтические пейзажи. Так появились первые мои иллюстрации. Но это книга, которая легко забывается, поэтому её можно перечитывать вновь и вновь. Соответственно, для художников открывается очень много возможностей, новые образы рождаются постоянно, — рассказывает Вероника Гаранина.

Своей любовью к произведению художница заразила и подругу. Ольга Носенко в жизни занимается храмовой мозаикой, поэтому в экспозиции много её работ, выполненных в этой технике с помощью камня. Помимо этого мастер любит работать с текстилем, её картины на джинсовых полотнах очаровывают.

— В романе Яна Потоцкого бурлят человеческие страсти, а они во все времена одинаковые. В экспозиции мы старались вынести их на поверхность, открыть зрителям. Во главе действия — «золотая жила», вокруг которой идёт борьба за власть и плетутся всяческие интриги. Эту линию мы подчеркнули, добавив роскоши. Во многих работах есть сусальное золото, — пояснила Ольга Носенко.

Также в произведении и художественной экспозиции отражено противостояние мусульманства, христианства и кабалистики. К примеру, в работе Вероники Гараниной показан эпизод, где две сестры-мусульманки Эмина и Зибельда шепчутся, думая, как охмурить главного героя. В результате они срывают с него крестик, и тот исчезает в щелях скалы.

В книге Альфонса постоянно пугают, пытаются вынудить отречься от христианской веры. Но герой выдерживает все испытания!

Посетить выставку в областном зале на улице Ленина можно до 23 апреля. И если вы ещё не брали в руки роман Яна Потоцкого, экспозиция наверняка вдохновит на прочтение «Рукописи, найденной в Сарагосе»!

Фото Александра Юшкова

Источник>>

6

 

«Утро России Липецк». Эфир посвящен выставке «Мир в наших окнах»

«Утро России Липецк». Эфир посвящен выставке «мир в наших окнах», которая открылась в филиале областного краеведческого музея - художественном музее имени Сорокина. Гости в студии - исполняющая обязанности заведующего Домом Мастера Лючия Сорокина и художник Лидия Скаргина. Ведущая - Маша Морозова.

 

Историк Андрей Лакизюк: «Политика немцев была геноцидальной»

lakizukВ областном краеведческом музее в рамках проекта «Без срока давности. Липецкая область» (16+) стартовал цикл лекций, посвящённых 80-летию освобождения Липецкой земли от немецкой оккупации. На них рассказывают о преступлениях нацистов, совершённых на территории региона в годы Великой Отечественной войны. Цикл разработал научный сотрудник музея Андрей Лакизюк. В своих выступлениях молодой историк опирается на архивные документы и воспоминания земляков.

— Андрей, почему вас заинтересовала тема военных преступлений?

— Пришёл к этому, когда ездил на раскопки по местам боевых действий. В 2018 году попал на конференцию в Москве, организованную поисковиками. Одна из секций была посвящена проблемам военных преступлений, совершённых в годы Великой Отечественной. Меня впечатлил один докладчик. Он сказал, что архивные фонды ждут своих исследователей. Что работы, которая ведётся сегодня историками в некоторых регионах, недостаточно. В итоге тема с привязкой к нашему региону легла в основу моей дипломной работы, затем и книги. Теперь проводим лекции.

Зона пустыни

— Вы изучили огромное количество материалов. В какой период было отмечено наибольшее число преступлений на территории нынешней Липецкой области? И какого рода были преступления?

— Липецкая область дважды была под оккупацией: с конца ноября по середину декабря 1941-го и с лета 1942-го по конец января 1943 года. Большее число эпизодов выявлено во второй период, когда были оккупированы Воловский, Тербунский и часть Хлевенского районов. Появляются концлагеря. Выстраивается оккупационная администрация. Встречаются случаи коллаборационизма (добровольное сотрудничество граждан оккупированного государства с противником. — Прим. ред.).

Немцы публично устраивали казни — как меру превентивного воздействия на людей. Также отмечены случаи массового уничтожения населения. На территории Воловского района в селе Вышнее Большое 56 человек согнали в один дом и сожгли заживо. Стоит отметить и создание так называемой «зоны пустыни». Приказ о ней был издан 5 декабря 1941-го, после того как немцы захватили Елец, но поняли, что удержать его не смогут. Планировалось, что немецкие войска отойдут на оборонительный рубеж и закрепятся на зиму на определённой территории. Всё, что было на прилегающей местности перед этими позициями, должно было быть уничтожена на корню, что и образовало бы «зону пустыни». В этой зоне должна была остаться часть Измалковского и Ефремовского районов Тульской области, Елец. Частично план удалось реализовать: во время отступления из Ельца были уничтожены некоторые населённые пункты. Об этом рассказывали немцы, попавшие в плен в 1944 году в Белоруссии. Также факты зафиксированы в военных документах Красной армии.

— Кто фиксировал преступления, проводил экспертизы в военное время?

— До 1942 года этим занимались различные государственные, партийные органы, в том числе НКВД. 2 ноября 1942-го была создана Чрезвычайная

государственная комиссия СССР по установлению злодеяний, совершённых немецко-фашистскими захватчиками. Одна из её особенностей — комиссия была общественной, в неё привлекали культурологов, историков, юристов, представителей Русской православной церкви. В Орле, например, где было зафиксировано массовое убийство населения, проводил экспертизы известный советский врач Николай Нилович Бурденко.

Политика геноцида

— И какую роль сыграли зафиксированные данные о преступлениях?

— Скрупулёзная, выполненная на серьёзном уровне работа в конечном счёте привела к Нюрнбергскому процессу, где была представлена огромная доказательная база. Нацистским преступникам предоставили адвокатов, которые их реально защищали, некоторых даже вывели из-под ответственности. Таким образом, военный трибунал был реализован на всех существовавших тогда принципах судопроизводства. Это было сделано для пресечения в будущем попыток реваншизма. Чтобы решения не выглядели как показательная казнь. Дескать, государственные лидеры проиграли, поэтому их казнили без следствия.

— В ходе Нюрнбергского процесса фигурировали преступления, произошедшие на территории Липецкой области?

— Да. Советский обвинитель озвучил два эпизода, случившиеся во время оккупации 1941 года. В Воловском районе немецкий солдат в одном из домов убил ребёнка, ударив его головой о стену за то, что тот плакал. В населённом пункте Злобино современного Становлянского района по схожей причине немцы убили двоих детей.

— Почему нацисты не признавали вину?

— Анализируя документы из различных источников, понимаешь, что политика изначально была геноцидальной, направленной на уничтожение значительной части советского населения. Также согласно 3-му приложению к директиве № 21 плана Барбаросса вносились изменения в порядок военного судопроизводства в Германии. Например, с немецких солдат снималась ответственность за расправу над мирным населением. Более того, в документе даже регламентировалось, что в случае угрозы или неповиновения проблему нужно решать как можно быстрее путём уничтожения. Поэтому во время судебных процессов немцы говорили, что их поступки были военной необходимостью.

Европейская колонизация

— Если говорить об эволюции преступлений, как вообще человечество могло дойти до такого?

— Истоки такой политики нужно искать в отношении европейских государств к колонизированным странам. На становление политики Гитлера повлияли в том числе писатели Карл Май, Хьюстон Чемберлен. Впечатляли их рассказы об испанских конкистадорах, приплывших в Новый Свет, открывая Америку, о покорении индейцев. Чувство безнаказанности возникало и от действий английских и французских колониальных администраций в Индии, Австралии. Там местное население не считали за людей. Темнокожих использовали как рабскую силу, относились к ним как к животным. На этих принципах в Германии и вырабатывали политику. Считали, что на востоке богатая, плодородная земля, но её населяют представители низшей расы, которые смешались с монголоидами, поэтому несправедливо, что у их чистой арийской расы мало территорий и ценных ресурсов.

Мотивы предателей

— Жители нашей территории переходили на сторону оккупантов?

— Коллаборационизм, пособничество бывали отмечены. Но люди не всегда добровольно шли на это. Чаще немцы заставляли работать на себя. Например, в Воловском районе в доме Елены Серовой организовали комендатуру. Она в ней работала. Не было доказано, что она была причастна к совершению преступлений, но позднее её по доносу соседей осудили, а после смерти так и не реабилитировали. Были и случаи добровольного перехода на сторону противника. В 1941-м некоторые сдали немцам партийных активистов, которые остались в оккупации — их казнили. В 1942-м на территории Воловского района местная жительница выдала место расположения солдат Красной армии. Они попали в окружение и пытались скрыться. Немцы взяли их в плен, дальнейшая судьба солдат неизвестна.

— Какая у них была мотивация? Как можно добровольно сдать своих?

— Мотивы разные. Бывали вынужденные ситуации, когда у людей стоял вопрос жизни или смерти, причём голодной смерти. Это толкало на контакт с противником. Зачастую такие люди не являлись в классическом смысле предателями. Они пытались по мере своих сил помогать и партизанам, и военнопленным. Был уголовный элемент, который занимался грабежом, бандитизмом. Но самый распространённый мотив — сведение счётов с советской властью. Немцы пришли на территорию Советского Союза с определённым пластом людей, эмигрировавших после революции. Потом немцы даже были вынуждены часть из них отозвать в Германию, потому что те начали не выстраивать новый порядок, а сводить счёты с местным населением.

— В чём важность лекций? Что хотите донести до слушателей?

— Важно установить историческую справедливость, объективно рассмотреть события войны. Это была не рядовая военная кампания. Если бы мы проиграли, то русский народ был бы уничтожен. Также тему важно осветить в контексте современной политической ситуации, предостеречь молодёжь от увлечений различными экстремистскими организациями, неонацистскими идеями.

Беседовала Виктория Толчеева

Досье

Андрей Александрович Лакизюк. Научный сотрудник Липецкого краеведческого музея. Родился 24 октября 1996 года. Окончил исторический факультет ЛГПУ. Имеет степень магистра. Лауреат областной премии имени Трунова. Автор книги «223 дня мужества. Воловский район Липецкой области в годы Великой Отечественной войны».

Цитата 1:

Немцы публично устраивали казни — как меру превентивного воздействия на население

Цитата 2:

Считали, что на востоке богатая, плодородная земля, но её населяют представители низшей расы, поэтому несправедливо, что у чистой арийской расы мало территорий и ценных ресурсов

Расписание лекций

16 марта — «Работа государственных, партийных и общественных организаций по фиксации и документированию преступных фактов и по подсчёту материального ущерба» (16+).
30 марта — «Классификация преступлений, совершённых немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками» (16+).
6 апреля — «Преодоление прошлого в Германии» (16+).
20 апреля — «Против забвения собственной истории: сочинения школьников в Германии и России» (16+).

4 мая — «Памятные места и мемориальные комплексы, посвящённые жертвам военных преступлений» (16+).

Вход свободный.