Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

Русский участник французского Сопротивления

1В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранятся документы Василия Дмитриевича Иноземцева, человека с удивительной судьбой, которому удалось совершить несколько побегов из немецкого плена, участвовать в движении Сопротивления во Франции, радоваться мирной жизни, детям и внукам.

Детство и юность

Родился Василий Дмитриевич в 1923 году в селе Бутырки (ныне Грязинского района Липецкой области), а в 1928 году семья переехала в Липецк, где его отец, Дмитрий Платонович Иноземцев, поступил рабочим на Сокольский металлургический завод. Дочь Василия Дмитриевича - Елена Васильевна воспоминает, как отец рассказывал об этом времени: «Жили тогда все бедно. Наша семья размещалась в маленькой  комнатке многолюдного барака. Отец работал разнорабочим, а потом истопником на паровозе, который курсировал по заводу. От угольной пыли, которая въедалась легкие, заболел силикозом…» [1].

В 30-е годы XX века активно развивалась авиация, и Василий, как все мальчишки того времени, мечтал быть лётчиком. Он гордился своим земляком легендарным лётчиком Михаилом Васильевичем Водопьяновым, одним из первых получившим звание  Героя Советского Союза за спасение  экспедиции, исследовавшей трассу Северного 2морского пути на пароходе «Семён Челюскин». Василий Иноземцев с восторгом следил за беспосадочным перелётом в Америку Валерия Чкалова, Георгия Байдукова, Александра Белякова и сам, конечно, мечтал стать лётчиком.

В сентябре 1934 года в Липецке открылся аэроклуб ОСОАВИАХИМ, в который в 1938 году Василий Дмитриевич поступил, приписав себе один год. Вместе с ним учились Митрофан Ануфриев, Михаил Антипов, Сергей Литаврин, ставшие впоследствии Героями Советского Союза. Вместе они обучались лётному делу на самолёте ПО-2, осваивали радиодело, прыгали с парашютом. После учебы в аэроклубе, в октябре 1940 года, В.Д. Иноземцев был зачислен курсантом в Харьковскую авиашколу, а в мае 1941 года его перевели в Черниговскую авиашколу, но доучиться в ней он не успел…

Война. Плен. Первый побег из лагеря для военнопленных

Василий Дмитриевич вспоминал: «22 июня, в воскресенье, мы с товарищем собирались в увольнение. Вдруг приказ – всем оставаться на местах: война! Думали, что это ненадолго, и волновались, чтобы взяли в действующую армию: вдруг не успеем повоевать, и война закончится!» [1].

В сентябре 1941 года В.Д. Иноземцева направили на обучение в школу контрразведки. После короткой подготовки, в октябре 1941 года, Василия Дмитриевича забросили с группой разведчиков на территорию занятой фашистами Украины. Впоследствии он вспоминал: «В тот день была пурга, плохая видимость, дул сильный боковой ветер, но 3приказ есть приказ! И 5-7 молодых ребят поздним вечером были десантированы в районе села Николаевка под Днепропетровском. Всё сразу пошло не так. Ветер разметал парашютистов далеко друг от друга. Нас заметили фашисты, открыли огонь и начали преследование. Я не удачно приземлился и сильно травмировал спину. Не мог встать и только слышал звуки перестрелки, приближающийся лай собак. Единственным спасением было небольшое болотце, которое не успело ещё замёрзнуть. Старался отползти туда как можно дальше, понимал, что враги совсем рядом, а собаки готовы разорвать. В какие-то моменты я погружался в ледяную воду и дышал через соломинку, чтобы не обнаружить себя…»[1]. 4Замёрзшего, обессиленного, с переломом позвоночника, его схватили немцы, и начались допросы, побои. Из воспоминаний Василия Дмитриевича: «После очередного допроса меня швырнули в ветхий сарайчик, бросив лишь пучок соломы, а был декабрь (1941), температура около минус тридцати. Оглядевшись, я увидел дырявую крышу, ясное небо и яркие звёзды. Очень хотелось спать, но я понимал, что если уснёшь – конец. Всю ночь я пытался двигаться по этому сарайчику, шевелил всеми пальцами рук и ног. К утру, вышедший немец…, был очень удивлён, увидев меня живым, и привёл в дом…» [1]. Затем он попал в шталаг (от немецкого Stammlager – лагерь военнопленных рядового состава) № 348 оккупированного Днепропетровска.

Весной пленных стали вывозить на различные работы, и, несмотря на то, что Василий Дмитриевич был очень слаб, страстное желание выстоять и выжить дало ему силы совершить побег в апреле 1942 года. «Опираясь на две палочки, я шёл на звуки канонады, предполагая пересечь линию фронта. По пути отмечал, где находятся скопления вражеской техники и укреплённые пункты противника. В дороге голодал, случалось, что не ел несколько дней. Просил еду у местных жителей, кто-то пожалеет, покормит, а кто-то нет. Но вскоре, совсем занемог и прилёг у дороги. Мимо проезжал местный крестьянин и, увидев меня, обессиленного и худого, положил на дно телеги, прикрыл сверху соломой и привёз в свой дом. У меня был сильный жар. Наверное, он догадался кто я, но соседям сказал, что я родственник из соседней деревни. Всё это происходило на оккупированной территории и если бы фашисты узнали о том, что в крестьянской семье скрывают бежавшего из плена красноармейца, наверняка истребили бы всю семью, да и всю деревню. Всё его большое семейство относилось ко мне как к родному…, а главное скрывали от фашистов. Время шло, я стал потихоньку вставать. Выходя на крылечко, я прислушивался к канонаде линии фронта. Она всё удалялась. Дальше оставаться у этих людей было опасно. Я решил уходить…»[1].

Однажды, когда Иноземцев пробирался по дорогам оккупированной Украины на восток, он заночевал в сельском клубе. В это время в село нагрянул немецкий патруль с проверкой. Всех, кто вызывал подозрение, хватали и грузили в машину. У Василия Дмитриевича не было документов, его арестовали и опять отправили в Днепропетровскую тюрьму, только в качестве гражданского пленного. 

Второй побег. Концлагерь на острове Олдерни

Ночью в тюрьме всех арестованных погрузили в поезд и отправили в Германию. Василий Дмитриевич не мог смириться с жизнью в плену и решил бежать вместе с другими арестованными. Во время движения поезда они выломали доски пола и спрыгнули на железнодорожные пути. Охрана поезда заметила беглецов, несколько человек были убиты, остальные пойманы. И снова плен, снова заколоченный товарный вагон. В.Д. Иноземцев попал в концлагерь на острове Олдерни, расположенный в проливе Ла-Манш в 32 км к западу от Франции. Остров небольшой, всего восемь квадратных километров суши, где силами пленных строились западные оборонительные рубежи Третьего рейха. Из воспоминаний Василия Дмитриевича: «… Я не знал, что строили, у каждого был свой участок. Мы таскали огромные камни. За нами всё время наблюдали автоматчики... Подгоняли палками и прикладами. Кормили очень скудно. В основном давали варёную брюкву и немного хлеба. Я видел, как измождённых пленных забивали до смерти, видел и как обессилевших, но ещё живых людей объедали крысы. Каждое утро из бараков выносили трупы….» [1]. От тяжёлой работы у него болела спина, он с трудом передвигался с палкой и однажды надзиратель, угрожая ему пистолетом, грозился его убить. Но другой подошедший немец увёл его на работу на кухню: «На кухне мне было полегче. Я чистил картошку и брюкву, мыл чугуны. … Спустя несколько месяцев немного окреп…» [1].

Третий побег из концлагеря. Франция

С небольшого пятачка земли в проливе Ла-Манш, казалось, бежать некуда и невозможно. Но с первого дня пребывания в концлагере Василий Дмитриевич 5начал строить план побега: «Собралась небольшая группа людей, готовых к побегу. Это были поляки, чехи, несколько русских. Мы тщательно подготовились: исследовали местность, узнали время смены караула, договорились с местным жителем, что он в назначенном месте оставит нам лодку… В тот день был сильный ливень. Караульные попрятались в укрытие… К моменту, когда надо было бежать, несколько человек отказались – видимо побоялись. Нас осталось трое» [1]. Двое миновали колючую проволоку удачно, а третий её задел, зазвенели консервные банки, и вся охрана лагеря была поднята на поиски беглецов. В море лодку с советскими пленными подобрал французский баркас. Капитан баркаса дал им старую одежду и, спрятав их в угольном ящике, перевёз на другую сторону пролива в порт Шербур. Там они с товарищем расстались, так было безопаснее.

Участник французского Сопротивления

Несколько дней В.Д. Иноземцев прятался в порту, потом решился подойти к портовым рабочим. Они поняли, что он беглый русский военнопленный, дали еду и одежду. Какое-то время Василий Дмитриевич жил и работал с ними, позже они познакомили его с французскими коммунистами-подпольщиками, которые привели его в отряд Сопротивления под командованием Эмиля Болюфо.

С 16 февраля 1943 года Василий Дмитриевич стал членом этого отряда, действовавшего в окрестностях 6города Маме (Сарт), и участвовал в акциях саботажа и диверсиях. В отряде он был связным, потом руководителем группы. «Ещё отец рассказывал о французских патриотах», - вспоминает его дочь Елена Васильевна, - «которые боролись с фашистами в подполье. К сожалению, я не запомнила их имён. В семейном архиве есть фотографии этих людей. Все они рисковали жизнями во имя свободы Франции. Помогая отряду Сопротивления, они были связаны с отцом явками, паролями, представляли конспиративные квартиры» [1].

26 августа 1944 года в Париже состоялся парад в честь освобождения Франции, в котором принимали участие не только вооружённые силы, но и отряды Сопротивления. В одном из них шагал по Парижу Василий Дмитриевич Иноземцев. «Я с французскими товарищами приехал в Париж, чтобы участвовать в параде. Своими глазами увидел Эйфелеву башню, Собор парижской Богоматери и красивых француженок…», - вспоминал он.

После парада состоялся приём у правительства Франции, где председатель коммунистической партии Франции Морис Терез лично вручал высокие награды особо отличившимся воинам. «За командование группой партизан, смелость и решительность в борьбе с фашистами… отец получил чин капитана французской армии и был награждён Военным крестом», - вспоминает дочь В.Д. Иноземцева Елена Васильевна.

Победа. Возвращение домой. Жизнь без войны

До 15 октября 1944 года Василий Дмитриевич находился в отряде Сопротивления. Командир отряда выдал ему справку, в которой говорилось, что Иноземцев Василий, бывший красноармеец, бежал из концлагеря и присоединился к отряду Сопротивления. Эта справка впоследствии помогла ему пройти все проверки. 

В апреле 1945 года Василий Дмитриевич был направлен в 149-й запасной полк Готской окружной комендатуры, служил шофёром у коменданта в звании рядового (был лишён офицерского звания и французской награды «Военный крест»). Победу встретил в Германии. В 1946 году Иноземцев был комиссован из-за травмы, полученной в 1941 году, и вернулся в Липецк. Травма позвоночника оказалась очень серьёзной, и ему назначили пенсию инвалида войны. «Отец 7очень стеснялся быть инвалидом», - вспоминает Елена Васильевна Иноземцева, - «очень скучал по авиации, но из-за здоровья о небе нужно было забыть… Первая запись в его трудовой книжке датируется 1946 годом: Городская станция юных техников, инструктор авиамодельного кружка» [1].

С 1950 по 1955 год Василий Дмитриевич работал инструктором-авиамоделистом в спецшколе ВВС. Эти специальные школы готовили юношей 8-10 классов для поступления в различные военные училища. Многие из его учеников потом стали летчиками, а Анатолий Филипченко – летчиком-космонавтом.

Пятьдесят лет Василий Дмитриевич Иноземцев работал с мальчишками, многие из которых считались трудными, их приводили к нему для перевоспитания, а он помог им стать лётчиками, инженерами и просто хорошими людьми.

Список источников:

  1. Воспоминания Е.В. Качкиной // ЛОКМ. 

Научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Никифорова Т.В.

 

Находки экспедиционного клуба «Неунываки» в фондах ЛОКМ

В этом году исполняется 80 лет с начала Великой Отечественной войны. Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов говорил: «Война не закончена, пока не захоронен последний солдат». В настоящее время на территориях, где проходили боевые действия, до сих пор находят захоронения безымянных солдат и офицеров, технику и оружие того времени. Энтузиасты-поисковики считают своим долгом искать и проводить перезахоронение останков советских солдат. Такая поисковая организация есть и у нас в Липецке, она называется поисково-экспедиционный клуб «Неунываки».

Поисково-экспедиционный клуб «Неунываки»

8

Экспедиционный клуб «Неунываки» был создан 19 марта 1965 года по решению Липецкого городского комитета ВЛКСМ [1]. В настоящее время он носит имя своего первого командира Владислава Ширяева.

Одним из первых воспитанников клуба был Владимир Татарников, для которого поисковая работа стала делом всей жизни. Уже на протяжении 48 лет Владимир Фёдорович Татарников является бессменным руководителем экспедиционного клуба «Неунываки».

Главной задачей клуба является поиск останков погибших во время Великой Отечественной войны воинов, установление их имен на основе солдатских медальонов, архивных документов и последующее захоронение. За годы своей деятельности «Неунываки» побывали в экспедициях в самых разных уголках России.

За 50 лет работы клуба были найдены и захоронены с отданием воинских почестей останки 22353 бойцов и командиров Красной Армии, считавшихся пропавшими без вести; обнаружено 426 солдатских медальонов, установлено 6998 фамилий погибших. Членами клуба «Неунываки» был собран интересный материал о подвигах детей – героев Великой Отечественной войны, уроженцев Липецкого края: Володи Бачурина, Коли Пикалова, Вадима Дрейке, Жени Барсукова и других. Благодаря деятельности поисковиков их именами были названы улицы в селе Волово, в городах Елец и Липецк [1].

На заработанные членами клуба деньги, было изготовлено и установлено 103 обелиска. За работу по сохранению боевых традиций Российской армии и флота, увековечиванию памяти павших защитников Отечества, укреплению патриотизма, клуб «Неунываки» награждён медалями, орденами, почётными знаками, а также благодарственными письмами от Президента Российской Федерации В. В. Путина [2].

С 1967 года в клубе «Неунываки» действует музей Боевой славы, в котором хранится более 5000 экспонатов, найденных на полях сражений, а один из стендов посвящен первому командиру клуба Владиславу Ширяеву. По инициативе и при непосредственном участии «Неунывак» в 1990 году в парке Победы города Липецка был создан музей боевой техники под открытым небом [2].

Сотрудничество поисково-экспедиционного клуба «Неунываки» с ЛОКМ

Несколько десятилетий продолжается сотрудничество поисково-экспедиционного клуба «Неунываки» с Липецким областным краеведческим музеем. Члены клуба передали в музей многочисленные предметы, обнаруженные в местах боёв на территории Липецкой и других областей.

9Среди них особый интерес представляют 2 коллекции, переданные в ЛОКМ в 2012 и 2015 годах руководителем клуба Владимиром Фёдоровичем Татарниковым. 19 октября 2012 года в фонды музея от него поступила коллекция из 45 предметов - это фрагменты оружия и предметы военного обихода [3]. 7 июля 2015 года была передана коллекция предметов советского и иностранного вооружения в количестве 22 единиц [4].

Многие интересные предметы, переданные «Неунываками», представлены в обновлённой экспозиции «Липецкий край в годы Великой Отечественной войны», среди них реактивный снаряд М-13.

Реактивный снаряд М-13

Реактивный снаряд, получивший название М-13, был разработан Реактивным научно-исследовательским Институтом к лету 1939 года.

10В сентябре 1939 года специально для него была разработана пусковая установка, обозначавшаяся как МУ-2 (механизированная установка, второй образец). Установка была создана на базе грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6. Она имела 16 направляющих, на которых подвешивались снаряды. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7 – 10 секунд [5].

1121 июня 1941 года Советским правительством было принято решение о массовом производстве реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальное название БМ-13 (боевая машина 13) [5]. Эта боевая машина широко известна под народным названием «Катюша». Первой батареей «Катюш» командовал наш земляк - уроженец села Двуречки, гвардии капитан Иван Андреевич Флёров. 14 июля 1941 года батарея дала первые залпы под Оршей и нанесла удар по немецким эшелонами с войсками и боевой техникой.

О боевом пути и подвиге первой батареи полевой реактивной артиллерии под командованием И.А. Флёрова рассказывают материалы, помещённые в одной из витрин зала «Липецкий край в годы Великой Отечественной войны». Рядом с этой витриной экспонируется реактивный снаряд М-13, переданный клубом «Неунываки» в 2012 году.

В настоящее время сотрудничество ЛОКМ и поисково-экспедиционного клуба «Неунываки» продолжается. Предметы, переданные членами клуба, используются не только в экспозиционной работе музея, но и в качестве наглядного пособия при проведении историко-краеведческих мероприятий, посвящённых Великой Отечественной войне.

Список источников:

  1. Электронный ресурс: http://calendar.lib48.ru/all-dates/ekspeditsionnyj-klub-neunyvaki-1965
  2. Информация о работе Липецкого областного экспедиционного клуба «Неунываки» за 47 лет деятельности // ЛОКМ.
  3. Акт приёма музейных предметов № 70 (8100) от 19.10.2012 г. // ЛОКМ.
  4. Акт приёма музейных предметов № 51 (8388) от 07.07.2015 г. // ЛОКМ.
  5. Электронный ресурс:https://bookree.org/reader?file=586769&pg=144

 Заведующая отделом экскурсионно-выставочной работы Ю.В. Доргобузова

 

Древние артефакты Липецких металлургов

Истоки возникновения и становления современного города Липецка, его благосостояния неразрывно связаны с металлургией и металлообработкой. История металлургии Липецкого края начинается в эпоху бронзы  - 4,5 тысячи лет назад. В это время разрабатываются и осваиваются технологии обработки металла, типы инструмента[1].

Эпоха бронзы

1Первые предметы из металла, появившиеся в обиходе местного населения, изготовлены из бронзы – сплава меди и олова. Это ножи, топоры, серпы, рыболовные крючки, шилья – находки весьма редкие, так как сырья для их изготовления на территории Верхнего Дона нет. 2Химический анализ бронзы позволяет сделать вывод, что его поставляли с Кавказа или Урала. К нам поступали готовые изделия или слитки и заготовки. Население Верхнего Дона освоило плавку металла, холодную ковку, рубку и заточку бронзы, а также сложные приёмы литья. Именно с помощью литья получали основную массу изделий.

Литьё производилось в каменные и керамические формы. Как правило, металл из керамических тиглей (ёмкость небольшого размера, в которой плавили металл) разливался в разъёмные (двусторонние) формы керамическими льячками (ложечками).

3Фрагменты таких литейных форм найдены во время раскопок в районе сёл Ярлуково и Двуречки. Металлургия бронзы послужила подготовительным этапом для перехода к чёрной металлургии. Печи шахтного типа, использование принудительного дутья с помощью  ручных мехов, когда воздух в домницу (печь для выплавки железа) подавался кожаными мехами по специальной керамической трубке – фурме;4

приёмы кузнечной и слесарной обработки, освоенные в эпоху бронзы – всё это нашло применение при получении и обработке железа. Возраст чёрной металлургии Верхнего Дона насчитывает 3 тысячи лет.

 Становление чёрной металлургии

На территории современной Липецкой области известны находки железных изделий I тысячелетия до новой эры, полученные из местных руд. Это серпы, топоры, наконечники стрел и дротиков, мечи и кинжалы. Наиболее интересными образцами изделий раннего железного века являются скифские мечи-акинаки.

5

Меч-акинак. Железо. Ранний железный век. Из фондов ЛОКМ.

Качество изготовления, совершенство и красота форм дополнялись декоративной отделкой клинков и рукоятей этих мечей, возраст которых достигает 2,5 и более тысяч лет. К середине I тысячелетия до новой эры металлообработка на территории Верхнего Подонья достигла высокого уровня, что свидетельствует о появлении здесь профессионалов-ремесленников.

В 3-6 в.в. новой эры территорию Верхнего Дона заселили славяне. В XII-XIV веках масштабы железоплавильного производства достигли значительных размеров, позволивших обеспечить производство необходимого количества орудий труда, оружия, бытовых предметов, украшений[1].

6Это подтверждается находками на славянском поселении у села Казинка Грязинского района в месте затопления Матырского водохранилища. В процессе археологических раскопок там обнаружены многочисленные предметы быта, изготовленные из металла, а также следы их производства в виде остатков металлургического горна (прообраз современной доменной печи), шлаков, слесарных инструментов.

В это время славяне-ремесленники не только владели всеми известными технологиями получения и обработки металла, но и совершенствовали их, так как время требовало более сложных технологий, особенно при изготовлении оружия и доспехов. Например, мастер при изготовлении кольчуги должен был освоить сразу несколько технологий. Прежде всего, ему предстояло получить сталь необходимого химического состава, отковать заготовки, а затем получить проволоку. Это требовало и определённых знаний, а также приёмов и навыков обработки металла, и достаточно сложного инструмента. Далее следовала сложная кузнечно-слесарная работа.

7Среди бытовых вещей можно отметить такие сложные и в то же время достаточно распространённые вещи, как ножи  с многослойным лезвием и трубчатые замки. Изготовление из нескольких десятков деталей миниатюрного замка и пружины к нему требовало выполнения не только сложной кузнечной и слесарной работы, но и виртуозной кузнечной сварки, умения паять медью.

Обработка цветных металлов также достигает высокого уровня. Тончайшее литьё, ковка, пайка, чеканка, гравировка, техника перегородчатой эмали позволяли получать изделия, до сих пор поражающие своей красотой и качеством исполнения.

В конце XIV века Верхнее Подонье, разорённое набегами кочевников, надолго запустело, и лишь на рубеже XVI-XVII  веков вновь было заселено. Возрождённый Елец и  основанный в 1614 году город Романов (ныне село Ленино Липецкого района) с их округой превращаются в крупные центры металлургии и металлообработки. Они снабжали металлом земли, лежащие к югу от реки Оки, успешно конкурируя с Тулой до середины XVII века.

Список источников:

  1.  Винников А.З., Синюк А.Т. Дорогами тысячелетий. Воронеж, 2003. 278 с.

Заведующая сектором дореволюционной истории З.А.Клокова   

 

От керосиновой лампы до электрической лампочки

У современного человека, привыкшего пользоваться разнообразными техническими средствами, иногда создаётся впечатление, что электричество, телевидение, радио, телефонная связь существовали всегда. Однако электричество в нашем городе впервые появилось только во второй половине XIX века.

Тогда на строящейся Юго-Восточной железной дороге стали использовать электричество, которое получали благодаря генераторам, приводимым в движение паровыми или гидравлическими двигателями. Позднее подобные электроустановки появились в домах наиболее состоятельных жителей города Липецка: городского головы М.А. Клюева, генерал-майора в отставке М.Д. Крюкова, аптекаря В.К. Вяжлинского, дворянина И.И. Сатина, основателя городского парка В.В. Быханова. В 1891 году электрические огни осветили Золотую аллею Нижнего парка [1].

Затем в годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны развитие энергетики в нашем крае было приостановлено вплоть до 20-годов XX века.

1920-е годы

1В 1920-е годы стал претворяться в жизнь план ГОЭЛРО (государственный план электрификации Советской России). В фондах ЛОКМ хранятся интересные листовки того времени, рассказывающие о правилах «пользования» электричеством. Так в «Объявлении» председателя исполкома от 24 марта 1920 года сообщалось, что с 23 марта в городе Липецке будет производиться присоединение «в сеть электричества частных абонентов». При этом «Отдел Коммунального Хозяйства объявляет, что гражданам, имеющим в своих квартирах электрические установки, разрешается пользоваться освещением лишь в количестве одной лампочки силою не свыше 25 свечей на семейство. За неисполнение сего у виновных электрическое освещение будет немедленно выключаться» [2].

А в «Обязательном постановлении Липецкого Укоммунотдела 21 августа 1920 года» говорилось, что «с 1-го сего августа квартиры граждан и некоторых учреждений… будут освещаться электричеством». «Электрическое освещение подается в учреждения боевого значения, как-то продорганы: Военком, Батальон ВОХРА, Уисполком, Милиция, Политбюро, Укомпарт, Утрудком и Почтово-Телеграфная Контора, также лазареты, больницы, детские дома, остальным учреждениям пользоваться энергией воспрещается» [3]. А «в квартирах частных граждан» по-прежнему разрешалось пользоваться «лишь одной лампочкой» «силою» не «более 25 свечей». При этом «за право пользования лампочкой граждане» были обязаны «уплачивать по 100 рублей» [3]. Кроме того, подача электричества была строго ограничена по времени.

2В декабре того же года согласно «Обязательному постановлению № 7799 Липецкого Укоммунотдела», «подача энергии» «в квартиры граждан» была «продлена до 10 часов вечера». В «постановлении» указывалось, что «после сигнала к тушению граждане могут пользоваться светом не дольше 10 минут». А за неисполнение этого и других пунктов данного документа «виновные будут исключены из сети» [4].

Надо сказать, что, соблюдая все вышеуказанные ограничения, пользоваться электричеством могла только небольшая часть «частных граждан», а большинства липецких жителей электрификация ещё не коснулась.

1930-1940-е годы

В 30-е годы XX века, в период индустриализации, в Липецке началось строительство ТЭЦ (теплоэлектроцентраль). В августе 1934 года она дала первое электричество, предназначавшееся, прежде всего, для Новолипецкого металлургического завода и для домов и землянок, расположенных рядом с ним [1].

Кроме того, в 1934 году было принято решение о строительстве линии электропередачи «Липецк-Воронеж» протяженностью 137 км для передачи избыточной энергии от ТЭЦ НЛМЗ. Это было вызвано недостаточной мощностью Воронежской ГРЭС для обеспечения растущего промышленного производства города. Строительство воздушной линии электропередачи «Липецк-Воронеж» завершилось в декабре 1937 года, и уже в следующем году Воронеж стал получать электроэнергию из Липецка [5].

Однако и в этот период дома многих липчан ещё не были электрифицированы. Жительница правобережной части Липецка М.Д. Родионова рассказывала, как в 40-е годы впервые увидела электрическую лампочку у своих родственников, живших в районе современной улицы Лесной. Мария Дмитриевна вспоминала свой испуг и стремление погасить лампочку сорванным с головы платком [6].

3Это было неудивительно, так как привычным источником света для людей того времени были свечи и керосиновые лампы. Чаще всего использовались лампы семилинейные (ширина фитиля 7 линий, около 18 мм) и десятилинейные (ширина фитиля 10 линий, около 25 мм. Линия - это мера длины равная 2,54 мм). Десятилинейные давали больше света, но и потребляли больше керосина. Самыми мощными были двадцатилинейные лампы, имевшие трёхлитровый резервуар для керосина, в быту они не использовались, а освещали сцены театров или другие общественные места [7].

В годы Великой Отечественной войны процесс электрификации приостановился. М.А. Порядина, жительница с. Елецкое Липецкого района, вспоминала: «Во время войны керосина не хватало, его берегли, вместо ламп использовали «коптушечки» - это пузырёк, граммов на сто, в который наливали керосин и вставляли фитиль. При «коптушечках» и уроки делали, и шили. Про электричество знали. Наш учитель Георгий Константинович говорил: «Наступит время, когда лампочка Ильича будет не только в каждом доме, но и у коровы Белки»[8].

Энергообеспеченность Липецка начала восстанавливаться в 1943 году. В феврале 1945 года было принято Постановление Совета Народных Комиссаров СССР о развитии сельской электрификации. А полностью Липецкая область была электрифицирована только к 1970 году [1].

4

Элетромонтёры, работающие на линии электропередачи. 1966 г.

Фотография предоставлена ОСО Липецкэнерго.

В этот период вырос престиж профессии электромонтёра и электрика. О них даже появились загадки: «С когтями, а не птица».

Людям XXI века не понятно, о каких когтях идёт речь. Когтями, или кошками, называли приспособление для подъёма на электрический столб, представляющее собой крюки с зубцами.

5Кошки подобного типа бытовали до конца 70-х годов XX века. В экспозиции Липецкого областного краеведческого музея их можно увидеть в зале «Мы наш, мы новый мир построим», рассказывающем о событиях 1917-1940 годов.

В настоящее время благодаря работе энергетиков в Липецкой области решены важные социально-экономические задачи, жизнь липчан стала комфортнее и безопаснее. А о давно минувших временах без электричества жителям Липецка напоминают только керосиновые лампы и старинные подсвечники в залах экспозиции нашего музея.

Список источников:

  1. 50 лет «Липецкэнерго», Липецк, 2018.
  2. Листовка «Объявление о присоединении в сеть электричества частных абонентов». 1920 г. / ЛОКМ.
  3. Листовка «Обязательное постановление Липецкого Укоммунотдела 21 августа 1920 года» / ЛОКМ.
  4. Листовка «Обязательное постановление № 7799 Липецкого Укоммунотдела». 1920 г. / ЛОКМ.
  5. Липецкэнерго - 35 лет, Ульяновск, 1998. 272 с.
  6. Устные воспоминания Родионовой М.Д. Собраны Андреевой Г.А., 2005 год.
  7. Бровко В.П. История керосиновой лампы, М., 2020.
  8. Устные воспоминания Порядиной М.А. Собраны Андреевой Г.А., 2021 год.

Старший научный сотрудник туристического отдела Андреева Г.А.

 

 

Волшебный мир народной вышивки

Мир народной вышивки ярок и необычен, он завораживает богатством образов и красок.

В этнографической коллекции Липецкого областного краеведческого музея хранятся старинные домотканые полотенца, украшенные затейливым шитьем. Эти изделия изготовлены жительницами Липецкого края в конце XIX - начале XX столетий и демонстрируют нам не только безусловное мастерство их создательниц, но и особенности русской национальной культуры.

Ромбовидный орнамент

1

Фрагмент полотенца с вышивкой.

Тербунский р-н, с. Покровка, конец XIX - начало XX в. Из фондов ЛОКМ

Богатый орнамент из ромбовидных узоров, филигранно выполненных в технике счетного креста, украшает собой края полотенца из села Покровка Тербунского района. Ромбовидные фигуры в народной вышивке  ассоциировались с землей, плодородием. Традиционно в орнаменте используются два цвета – красный и черный. Каждый цвет несет в себе определенное значение. Красный – символизирует солнце, огонь, красоту, а черный – землю, плодородие, покой [1].

 

Цветы и знаки бесконечности

2

Фрагмент полотенца с вышивкой.

Липецкий р-н, с. Подгорное, конец XIX - начало XX в. Из фондов ЛОКМ

Полотенце-божник (так назывались полотенца, использовавшиеся для украшения икон) из села Подгорное Липецкого района вышито в технике тамбурного шва. Эта одна из древнейших разновидностей вышивок, при всей своей технологичной простоте, позволяет создавать интересные узоры и орнаменты.

На полотенце выполнена двухъярусная композиция цветочно-растительной тематики. В основе вышивки ленточный орнамент из повторяющихся цветочных элементов – это символичное изображение самой земли, матери-кормилицы русского крестьянина. Словно вырастают из почвы стилизованные изображения сказочных цветов, чередующихся между собой. Чтобы вышивка смотрелась богаче, незашитые участки полотна дополнены небольшими декоративными элементами – цветами, «ягодками», коронами. А приглядевшись к замысловатому орнаменту, можно увидеть здесь и перевернутую цифру восемь – известный в математике символ бесконечности. Этот знак встречается на старинных русских вышивках не случайно, ведь наши предки верили в его особые защитные свойства. Считалось, что символ бесконечности помогает привлечь в жизнь богатство и удачу, а незамужней девушке – встретить настоящую любовь [2].

Петушки и домики

3

Фрагмент полотенца с вышивкой.

Липецк, конец XIX - начало XX вв. Из фондов ЛОКМ

Одним из самых любимых персонажей русской народной вышивки был петух. Его вышивали на одежде, постельном белье и, конечно же, на полотенцах. Считается, что изображение петуха – это чисто мужской оберег, который дарит своему владельцу богатство, мужество и мудрость. Традиционно петушок вышивался красными нитками, иногда – зелеными и даже синими, но никогда черными. Ведь черный петух символизировал смерть.

Перед вами нарядный край полотенца с вышивкой в технике счетного креста, выполненной жительницей города Липецка на рубеже XIX-XX веков. Традиционные сочетания красного, белого и черного цветов (на фотографии видно, что нитки полиняли и приобрели темно-серый оттенок) смотрятся празднично и органично. Декоративные элементы с домиками и петушками по краю полотенца дополнены красной сатиновой полосой с эффектным крестовидным орнаментом белыми нитями. Бело-красная кружевная вставка соединяет между собой сатиновый отрез с краем полотенца. [3]

Голуби и Древо жизни

4

Фрагмент полотенца с вышивкой.

Липецкий р-н, с. Подгорное, конец XIX - начало XX в. Из фондов ЛОКМ

Приковывает к себе внимание яркими красками и изобилием мелких деталей вышивка тамбурным швом на полотенце-божнике из села Подгорное Липецкого района, датированная концом XIX - началом XX веков. Особенно выразительны изображения голубей по сторонам композиции. Плотно уложенные друг к другу стежки придают дополнительный объем вышивке и оттеняют более тонкие узоры центральной части композиции. Голубь – один из традиционных обережных символов. Наши предки верили, что изображение этой птицы на ткани способно очищать жилище от негативной энергии и привносить в дом спокойствие, умиротворение.

Центральное место в данной вышивке отведено стилизованному изображению Древа жизни с зеркально раздвоенными стволом и ветвями, усеянными листьями и фантастическими соцветиями. Древо жизни в разнообразнейших вариациях можно встретить не только на полотенцах, но и  на скатертях, предметах одежды. Считалось, что это довольно сильный оберег, защищающий от болезней, помогающий в любовных делах и укрепляющий семейное благополучие.

На представленном фрагменте полотенца видны многолучевые знаки с восемью, девятью и десятью изогнутыми концами, вышитые черными нитками. Подобные символы объединены под одним общим названием – это солярные знаки, пришедшие к нам из далекой старины. У древних славян они символизировали солнце, силы природы и в целом весь мир. А поскольку солнце воплощало собой силы света и добра, то и солярные знаки считались сильными оберегами, призванными защищать от темных сил [4].

Вышивка тамбурным швом выполнялась не только на плотных льняных тканях, но и на тонком, сетчатом материале. На фотографии фрагмента полотенца видно, что его край украшен широкой полосой тюля с разноцветными атласными аппликациями и вышивкой тамбуром белыми нитками. Чтобы сделать обрамление полотенца еще более нарядным и праздничным, мастерица  добавила цветные ленты с позументом и атласом.

Разнообразие узоров вышивок поражает и восхищает. Сложно найти два абсолютно одинаково украшенных шитьем полотенца, ведь это уникальные авторские работы. В каждом таком изделии чувствуется особый колорит и зашифрованный символический смысл, призванный открыться внимательному зрителю.

Список источников:

  1. https://rukodelkino.com/vishivka/8690-motivy-geometricheskogo-ornamenta-v-russkoy-narodnoy-vyshivke.html
  2. https://sunmag.me/interesnoe/znak-beskonechnosti.html
  3. https://www.liveinternet.ru/users/oleska2112/post410727218/
  4. https://silaamuleta.ru/slavyanskie/znachenie-simvola-oberega-derevo-zhizni-komu-podhodit-kak-nosit-i-sdelat-samomu/

Зав. сектором этнографии отдела фондов Е.В. Селезнева