Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

Памяти Мастера

125 августа 2001г. перестало биться сердце народного художника России Виктора Семеновича Сорокина, память о котором живет в  его  произведениях,  сердцах многочисленных почитателях его таланта.    

Это был человек большого мастерства и жизнелюбия. Обладая особым видением красоты, он будто извлекал ее из обыденной среды и переносил на  свои холсты. Прожив  долгую жизнь, художник не устал, не утратил восторга и удивления перед чудом бытия.  Он был далек от политики и социальных проблем, но его  творчество  наполнено чувством любви к Родине.

2Родился художник в Москве в 1912г. в семье царского офицера.  Рано оставшись без родителей,  он воспитывался  у родственников, затем с 10-летнего возраста в детском доме «Суханово»,  в трудовой  коммуне им. Ф.Э. Дзержинского под Москвой. Судьба подарила Виктору Семеновичу в годы  учебы в Московском художественном институте им. В.И.Сурикова  замечательных наставников -  С.Герасимова, И.Грабаря, Б.Иогансона, А. Осмеркина.  Колористический талант Виктора Сорокина был замечен в студенческие годы, он восхищал педагогов и однокурсников. Блестяще защитив диплом,  он уже в 1946г.  был принят в Союз художников СССР и сразу  стал участником всесоюзной художественной выставки в Москве.    

В 1948 году В. Сорокин направлен в город Елец в качестве преподавателя живописи  Елецкого художественного училища и был благодарен судьбе за эти перемены. Этот город навсегда остался для него лучшей художественной натурой.

Один из его учеников художник из Ельца  Анатолий Климов  в своих воспоминаниях написал о  педагоге:  «Виктор  Семенович Сорокин – один из редких своеобразных педагогов, забыть которого невозможно. Его имя, его искусство, память о нем, действуют как мощный стимулятор наших поисков правды и совершенства. Он был велик талантом, скромен и беззащитен в жизни. За его жизнелюбием, уравновешенностью и спокойствием пряталось его интеллектуальное одиночество. Среди всех, нас окружавших его, не было личности равной ему. Он был один!  Его не с кем было сравнить. В творчестве он мог соперничать только с самим собой. Все сознавали силу и мощь его таланта, и любящие его  преклонялись перед ним.     Его авторитет и влияние в художественной среде было огромно».

В 1957 г. училище в Ельце  было закрыто и Виктор Семенович с семьей переезжает в Липецк, где  создавалась областная организация Союза художников. Здесь на липецкой земле в полную силу раскрылось  его творческое дарование.  Жизнь в  Липецке первые 10-15 лет была нелегкой: зрители, да и многие коллеги не  были готовы принять его живопись. Большое признание  его исключительности  пришло к  Мастеру  значительно позже.   За творческий вклад он  награжден  орденами «Трудового Красного Знамени»  и «Дружбы народов», орденом «Знак Почета»,  Золотой медалью Российской академии художеств.  В 1992г. к 80- летию художника был   открыт прижизненный  «Музей – мастерская  – Дом Мастера им. В.С.Сорокина», ставший  художественным центром Липецка.

Наступил новый этап творчества В. Сорокина.  Художник  еще  полон сил и не знает преград. Его любовь к жизни перерастает в страсть. Эти годы особенно плодотворны,  написаны такие известные  работы  «Белые пионы» 1993г,  «Дворик»   1993г, « Актриса»  1994г,« Астры» 1995г.,   и многие другие.    

20 июля 2019г. на территории  музея   открыт памятник народному художнику России В.С.Сорокину (автор памятника народный художник РФ А.Е.Вагнер), полюбившийся липчанами и ставший еще одной яркой достопримечательностью города.

3

Творческое наследие В.С.Сорокина широко пропагандируется  и изучается сотрудниками Дом Мастера. За прошедшие годы организованы десятки выставок его произведений  в  музеях Липецка, Воронежа, Брянка, Рязани, Ельца,  Спасское - Лутовиново и других. Значительно пополнился мемориальный фонд  Сорокина личными вещами,  переданными в дар  музею от сына художника А.В.Сорокина.

20 августа 2021 в  Доме Мастера откроется выставка, посвященная памяти Виктора Семеновича. В экспозиции  будут представлены  живописные и скульптурные работы из фонда Липецкого  областного краеведческого музея разных периодов творчества.  

Подготовлено научным сотрудником  М.А.Казаковой.

 

Почтовая марка в России: из XIX столетия в XXI век

4В нашу повседневную жизнь давно и прочно вошли почтовые марки, без которых невозможно отправить ни одно письмо или посылку. Но с какого времени в России стали использоваться знаки почтовой оплаты, как выглядели и менялись с течением времени? Эволюцию почтовых марок со времен правления императора Александра II до наших дней мы проследим на примере отдельных экземпляров, хранящихся в филателистическом фонде Липецкого областного краеведческого музея.

Почтовые марки в царской России
Первая почтовая марка в России появилась в середине XIX века. Образцы марок номиналами 10, 20 и 30 копеек были утверждены императором Александром II 20 октября 1857 года. В центральной части марки располагалось изображение государственного герба в голубом овале на фоне мантии, увенчанной короной. Марка была двухцветной, довольно небольшой (в высоту 27 мм), прямоугольной формы и без зубцов.
Для изготовления знаков почтовой оплаты использовались две печатные формы: с помощью одной наносилось рельефное изображение двуглавого орла в центре, а вторая использовалась для печати остального рисунка. Марки номиналом «10 коп: за лот» предназначались для оплаты писем весом в 1 лот, равнявшийся 12,8 граммам [1].5Особый интерес представляют земские марки, которые вошли в обращение с 1865 года. Земства обрели широкие права в части самоуправления, в том числе они получили возможность выпускать собственные почтовые знаки. Главным условием было не повторять в дизайне рисунок государственной почты. 121 уездная управа воспользовалась возможностью выпуска собственных марок, в том числе: Данковский уезд Рязанской губернии, Задонский уезд Воронежской губернии и Лебедянский уезд Тамбовской губернии, ныне относящиеся к территории Липецкой области [2].

Земские марки Данковского и Задонского уездов двухцветные, с зубцами, номиналом в 3 и 5 копеек, негашеные. Перекрещенные меч с ножнами над серебряной лошадью – символы города Данкова. Щит, поделенный на три яруса с изображениями двуглавого орла, вытекающей из сосуда реки Воронеж и, в нижней части, башней – герб города Задонска.
7В коллекции музея сохранились земские марки Лебедянского уезда Тамбовской губернии двух разновидностей, негашеные. Марка образца 1884 года без зубцов имеет минималистичный дизайн в виде фигурной рамки, в которой указаны лишь место выпуска марки и ее номинал.
Совсем иначе выглядит Лебедянская земская марка образца 1888 года, отпечатанная на желтой бумаге красной краской с рельефным изображением символа города Лебедяни – плывущего по водной глади лебедя. Марка довольно крупная (в длину 36 мм), без зубцов.9

10 сентября 1916 года и 1 января 1917 года были отпечатаны последние выпуски марок Российской империи.
Первая из представленных марок входит в юбилейную серию, посвященную 300-летию династии Романовых. На ней помещен портрет Николая II – последнего русского императора. Марка из музейной коллекции коричневая, гашеная, с надпечаткой нового номинала черного цвета.
А 1 января 1917 года была пущена в обращение марка с изображением герба почтово-телеграфного ведомства. В коллекции музея представлен экземпляр этого выпуска с типографской надпечаткой нового номинала и печатью гашения.

10

Почтовые марки Советского государства

7 ноября 1918 года, спустя год после Октябрьской революции, были выпущены первые революционные марки РСФСР с изображением меча, разрубающего цепь. Всего выпускалось две разновидности знаков почтовой оплаты, отличающиеся цветом и номиналом: синие – по 35 копеек и коричневые – по 70 копеек. Автором дизайна стал русский художник Р.Г. Зариньш.
10 августа 1921 года вышла в свет марка, получившая название «Освобожденный пролетарий». Великолепно проработанный дизайн представляет собой аллегорию по мотивам сказки о змееборце. Автором рисунка является М.И. Антонов, гравюра выполнена П.С. Ксидиасом. Марка из коллекции музея относится к выпуску февраля 1922 года, негашеная, без зубцов, с типографской надпечаткой красной краской нового номинала [3].11

На марке, выпущенной в июле 1950 года, изображен Государственный герб и флаг СССР. Автором дизайна стал известный советский художник-график, один из первых создателей марок Советского Союза В.В. Завьялов. Представленная марка оранжево-красная, гашеная, номиналом 40 копеек.
12В оформлении знаков почтовой оплаты находили отражение самые яркие и значимые события в истории страны, как, например, первый полет человека в космос. Апрельский выпуск 1964 года был приурочен ко Дню космонавтики. Марка многоцветная с портретом Ю.А. Гагарина и летящим кораблем «Восток».
В 1976 году появилась серия марок, посвященная отечественному ледокольному флоту. На представленном экземпляре того выпуска изображен ледокол «Владимир Ильич», который был спущен на воду в 1917 году и принял участие в нескольких экспедициях по освоению Арктики и Северного морского пути. Автором иллюстрации стал художник А.М. Аксамит, который в 1970-х годах занимал должность ответственного редактора Дирекции по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты Министерства связи СССР. Интересно, что для изготовления марки использована металлографическая печать, которая обычно используется при печати денежных знаков [4].13В выпусках советских марок особое место отведено памяти о Великой Отечественной войне. Таково издание, приуроченное к 30-летию Победы советского народа в войне 1941-1945 годов. На марке апреля 1975 года отражен самоотверженный труд советских людей в тылу. Автор рисунка Ю.К. Левиновский ярко и доходчиво воплотил в марке один из главных девизов военного времени: «Все для фронта, все для Победы!». Марка довольно крупная высотой в 60 мм, многоцветная, негашеная, номиналом в 4 копейки.
Широкое распространение в Советское время получила серия марок, посвященная жизни и деятельности В.И. Ленина – «Лениниана». В 1964 году к 94-й годовщине со дня рождения вождя мирового пролетариата была выпущена марка, признанная в тот год лучшей маркой с портретом В.И. Ленина. На представленном экземпляре крупное профильное изображение Владимира Ильича в серо-бежевых тонах с использованием металлографической печати. Дизайн марки разработан известным художником-графиком Лауреатом Сталинской премии П.В. Васильевым, создавшим целый цикл рисунков и картин, посвященных В.И. Ленину и И.В. Сталину. Номинал марки 4 копейки, виден след от гашения.

14Почтовые марки Российской Федерации

К самым ранним маркам Российской Федерации из собрания нашего музея относятся экземпляры выпусков 1993 года. Из серии «Прикладное искусство России» выделяется марка с изображением миниатюрной иконы «Димитрий Солунский», выполненной в технике ростовской финифти. Роспись эмалевыми красками возникла в Ростове во второй половине XVIII века. Первоначально живописной эмалью украшались иконы и кресты [5]. Марка многоцветная, гашеная, номиналом 100 рублей.15Для многих коллекционеров-филателистов особый интерес представляли красочные художественные марки с изображением представителей флоры и фауны. К серии «Уссурийский тигр» относится многоцветная марка с двумя тигрятами, сидящими в траве. Даурский журавль украсил одну из марок выпуска серии «Фауна мира». Обе марки номиналом 250 рублей были в обращении, о чем свидетельствуют следы от гашения.
Выпуски марок посвящались не только событиям общероссийского масштаба, но и  памятным датам регионов. Так, к 50-летию со дня образования Липецкой области была выпущена специальная юбилейная марка. На ней центральное место занимает трактор, размещенный на фоне ярких пейзажей, иллюстрирующих красоты Липецкого края. Марка 2004 года негашеная, номиналом 5 рублей.
 
16Выдающимся событием для нашей страны стало проведение XXII зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. Филателия не осталась в стороне от этого громкого международного спортивного события. В частности, были выпущены новогодние марки с талисманами зимней Олимпиады и Паралимпиады Сочи-2014. На одной марке изображен Леопард, на другой – Лучик и Снежинка. Обе марки с зубцами, на самоклеющейся основе, номиналом 20 рублей.
На сегодняшний день филателистическая коллекция Липецкого областного краеведческого музея насчитывает более пяти тысяч экземпляров марок, почтовых карточек и конвертов. Каждый год фонды пополняются новыми интересными экспонатами, заслуживающими отдельного рассказа.

Список источников:
1.    https://yacollectioner.ru/pervaya-pochtovaya-marka-v-rossii/
2.    https://gufo.me/dict/philately/ЗЕМСКИЕ_ПОЧТОВЫЕ_МАРКИ
3.    https://vk.com/wall-84613078_2313
4.    https://stamps.ru/catalog/otechestvennyy-ledokolnyy-flot/vladimir-ilich
5.    http://stampsworld.ru/katalog-pochtovyh-marok/pochtovye-marki-rossii-1993/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-rossii-na-pochtovyh-markah

Зав. сектором этнографии отдела фондов Е.В. Селезнева

Без вины виноватый. Владимир Григорьевич Котельников

Особое место в экспозиции нашего музея «Мы наш, мы новый мир построим. (1917-1940)» занимают материалы, посвященные землякам - жертвам политических репрессий 1930-х годов. Значительная часть этих материалов поступила в собрание ЛОКМ в начале 1990-х годов, когда рассекречивались и передавались в государственные архивы следственные дела ОГПУ-НКВД.

Большую помощь музею в поисковой работе оказало Липецкое областное историко-просветительское общество «Мемориал», объединявшее в своих рядах бывших узников сталинских лагерей. И, конечно же, ценными источниками информации для нас стали письма людей, родственники которых пострадали в 1930-е годы. Так, из письма москвички Зои Владимировны Котельниковой, пожелавшей передать свой семейный архив в наш музей, стало известно о судьбе ее родителей и трагической гибели ее отца – Владимира Григорьевича Котельникова, первого главного инженера Новолипецкого металлургического комбината.

Пора надежд и свершений

Владимир Григорьевич и Надежда Алексеевна – коренные липчане, он родился в 1895, она – в 1897 году. Владимир учился в Липецком реальном училище, а Надежда – в женской гимназии. Поженились они в 1919 году. Оба получили прекрасное образование: он окончил Петроградский политехнический институт по специальности «металлург-доменщик», она – факультет иностранных языков Ленинградского университета [1].

1Карьера Владимира Григорьевича складывалась удачно. Поработав на металлургических заводах страны, он с конца 1920-х годов являлся сотрудником Совета Труда и Обороны, которым в то время руководил В.М. Молотов. С начала 1930-х годов Котельников состоял в штате Наркомата тяжелой промышленности СССР. В 1929-1930 годы его послали за границу – в Германию и США. Владимир Григорьевич возглавлял группу советских специалистов, изучавших в Америке проектирование и строительство доменных печейна заводе Форда.

Этот передовой опыт затем был внедрен на металлургических предприятиях страны, в том числе на Новолипецком заводе. В конце 1930 года В.Г. Котельников был назначен главным инженером строящегося НЛМЗ. В 1931 году он в составе правительственной комиссии участвовал в приемке Магнитогорского и Кузбасского металлургических заводов [1].

В Липецке Владимир Григорьевич проработал три года, под его руководством велось строительство первой домны НЛМЗ, которая в 1934 году дала стране первый чугун. В 1933 году он – технический директор Макеевского металлургического завода имени М.П. Томского, председатель ЦК ИТС (инженерно-технической службы) металлургов Юга.

В 1935 году Котельников вступил в ряды ВКП (б), рекомендацию в партию ему дал нарком тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе [1].

Надежда Алексеевна, педагог по профессии и призванию, активно занималась общественной работой – была председателем бюро жен инженерно-технических работников (ИТР), за что в 1936 году удостоилась ордена «Знак Почета» [2].

В музее хранится пожелтевший от времени листок бумаги со стихотворением «Липчанке-орденоноске Наде Котельниковой», написанным в мае 1936 года родственником ее мужа – С.И. Котельниковым:

2Мы все стремимся к счастью смело,

Нас всех оно манит к себе,

И мысли претворяя в дело,

Мы растворяемся в борьбе.

Пока Тебе из нас липчан

Открылись счастия ворота –

Тебе страною Орден дан,

Народный знак Почета!

Прими же наше поздравленье,

От сердца шлем его Тебе!

Ты в нас умножила стремленье

Быть победителем в борьбе.

Еще не все иссякли силы3

Надежда счастья нас крылит.

Твои успехи нам так милы,

Что силы крепнут, как гранит.

Время испытаний

У них была крепкая дружная семья, любимая работа, материальное благополучие. Во время пребывания в Америке Владимир Григорьевич купил  лимузин марки «Форд» и привез машину в СССР. Жить бы да радоваться, но 4 декабря 1937 года Котельникова арестовали. В то время он работал техническим директором на заводе имени Г.В. Петровского в г. Днепропетровске (Украина). Его обвинили в причастности к антисоветской группе «Промпартия», действовавшей на производстве с целью организации вредительства и террористических актов на заводах. Аресты по «делу Промпартии» велись с начала 1930-х годов. Были расстреляны тысячи инженерно-технических работников, хозяйственников, руководителей многих предприятий страны. В то время любые неполадки в производстве считались происками вредителей.

Почти год длилось следствие. С самого начала Котельников отрицал свою причастность к вредительской антисоветской организации, отказывался подписывать предъявленные ему обвинения по ст. 54-7, 54-11, 58-8 УК УССР: подрыв государственной промышленности, совершенный в контрреволюционных целях путем соответствующего использования госучреждений и предприятий, противодействие их нормальной работе; совершение террористических актов, направленных против представителей Советской власти.

4С целью давления на подследственного в марте 1938 года арестовали Надежду Алексеевну. Три с половиной месяца она провела в одиночной камере днепропетровской тюрьмы [3]. Дома остались дети: 16-летний сын Игорь и 9-летняя дочь Зоя. Узнав об аресте жены, беспокоясь за жизнь своей семьи, Владимир Григорьевич подписал все, что от него требовали. После этого Надежду Алексеевну освободили, а его 1 сентября 1938 года расстреляли. Ему было 42 года. В своем последнем слове на суде за день до расстрела Котельников отказался от «взятых у него силой лживых показаний» и попросил «дать ему возможность доказать свою преданность партии и народу» [4].Но такую возможность ему не предоставили…

Надежда Алексеевнане знала о расстреле мужа и долгие годы надеялась, что он жив. Желая приблизить освобождение Владимира Григорьевича, она собрала материалы, полностью реабилитирующие его. Эти документы направлялись ею во все Высшие инстанции от Прокурора СССР до самого И.В. Сталина [3]. Лишь в марте 1956 года приговор в отношении В.Г. Котельникова был отменен и дело прекращено [5]. Надежда Алексеевна дожила до глубокой старости и умерла в Москвев возрасте 93 лет.

Сохранение памяти

Дети Котельниковых, Игорь и Зоя, пошли по стопам отца, оба стали металлургами. Игорь Владимирович – профессиональный доменщик, кандидат технических наук, Заслуженный металлург Украинской ССР.

Зоя Владимировна – инженер-металлург, много лет являлась сотрудником Министерства Внешней Торговли СССР. Она и продолжила дело матери по реабилитации и увековечению памяти отца. Много лет бережно сохраняла архив и личные вещи родителей, надеясь на перемену политической обстановки в стране. И когда в 1990-е годы открыто заговорили о людях, пострадавших в период сталинских репрессий, подарила семейный архив нашему музею. Сегодня ни Зои, ни Игоря уже давно нет в живых, но память об их родителях жива.

Мемориальный фонд Котельниковых нашего музея насчитывает более 50 единиц хранения. В экспозиции в воссозданном интерьере тюремной камеры можно увидеть личные вещи Надежды Алексеевны - платье, расческу и кружку, которыми она пользовалась, находясь в заключении.

5

Витрина с материалами Котельниковых в экспозиции ЛОКМ

«Мы наш, мы новый мир построим…»

Рядом в витрине – ее фотография, орденская книжка, карманный словарик французского языка. Здесь же находится акт об изъятии ценных вещей во время обыска в квартире Котельниковых и вырванные из книги страницы с басней Крылова «Волк и ягненок». Некоторые строки текста подчеркнуты синими чернилами: «У сильного всегда бессильный виноват», «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать». Эти страницы передал на волю Владимир Григорьевич, не имея возможности открыто сообщить семье о своей невиновности.Также материалы В.Г. Котельникова представлены в разделе, посвященном строительству Новолипецкого металлургического завода, и в экспозиции «Мы родом из детства», рассказывающей об истории учебных заведений дореволюционного Липецка.

Список источников:

  1. Котельникова З.В. Биографические сведения о Котельникове В.Г., 1991 г., рукопись/ЛОКМ
  2. Котельникова З.В. Биографические сведения о Котельниковой Н.А., 1991 г., рукопись/ЛОКМ
  3. Копия Заявления Котельниковой Н.А., 1939 г., машинопись, 9 л. /ЛОКМ
  4. Котельникова З.В. Последнее слово подсудимого Котельникова В.Г. на суде 31 августа 1938 г., 1991 г., рукопись/ЛОКМ
  5. Справка Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 09.03.1956 г./ЛОКМ

Зав. отделом истории Селезнёва Н.Е.

 

Последователь Мичурина

 

Мы привыкли к тому, что в наше время в центре внимания чаще всего оказываются певцы, артисты, спортсмены и блогеры. Именно они становятся известны всей стране, им посвящают многочисленные статьи и пишут тысячи писем. А вот 60-70 лет назад подобной известностью обладали и представители совсем других профессий.

В фондах ЛОКМ хранится большой комплекс материалов, принадлежавших одному из них – Фёдору Ивановичу Оморокову. Когда-то о нём писали газеты и журналы, ему были адресованы многочисленные письма, приходившие в село Урусово со всех концов страны. Кто же этот человек и что принесло ему такую известность?

Начало увлечения садоводством

1Фёдор Иванович Омороков родился 24 июня 1896 года в селе Старое-Юрьево Козловского уезда Тамбовской губернии. Его мать была домохозяйкой, отец работал фельдшером сначала в Старо-Юрьевской больнице, а затем – в Новиковской учительской школе, находившейся в 7 км от села Старое-Юрьево. Впоследствии Фёдор Иванович вспоминал: «С раннего детства моя жизнь протекала среди садов, окружавших Новиковскую учительскую школу, что имело большое влияние на возникновение у меня интереса к садоводству» [1]. Федя Омороков с удовольствием читал в школьной библиотеке журнал «Прогрессивное садоводство и огородничество», в котором часто печатались статьи выдающихся русских учёных-садоводов – И.В. Мичурина, Н.И. Кичунова, В.В. Пашкевича и других, изучал капитальный труд «Руководство к плодоводству для практиков» известного немецкого садовода Николая Гоше. Впоследствии Ф.И. Омороков писал, что эти занятия и «практические работы в школьном саду» «сыграли решающую роль» в его «увлечении садоводством на всю жизнь» [1].

2После окончания Новиковской учительской школы Фёдор Омороков работал учителем в начальной школе Пронского уезда Рязанской губернии. В 1916 году он окончил «Летние курсы по садоводству при Саженевской сельскохозяйственной школе» [1]. Бесплатные курсы при Саженевской школе садоводства регулярно проводились «для народных учителей и учительниц, хуторян и единоличных владельцев» с 1 июня по 1 июля. Работа курсов включала занятия по садоводству и даже экскурсии. Так в 1913 году «Вестник Рязанского губернского земства» сообщал, что «в конце курсов будет организована образовательная экскурсия в Москву (и С-П-бург) для осмотра плодовых и декоративных питомников, садовых заведений, огородов и изучения рынков сбыта ягод, плодов и овощей»[2].

Затем Фёдор Иванович кратко указывал в своей автобиографии: «С 25/II по 18/XII 1917 г. был в армии, демобилизован по болезни» [1]. После возвращения домой он работал учителем в начальной школе, а с 1921 по 1931 год был заведующим учебным хозяйством и преподавателем сельского хозяйства в Первомайском педтехникуме, созданном на базе той самой Новиковской учительской школы.

В этот период «в порядке личной инициативы» Омороков «организовал два сельско-хозяйственных кружка… и руководил их работой в продолжении 2-х лет» [3] и принял участие в Агросовещании Козловского Уземуправления Тамбовской губернии, состоявшемся 4-7 декабря 1926 года.

3

Участники Агросовещания Козловского Уземуправления Тамбовской губернии, 1926 год. 6-й слева во втором ряду сверху – Ф.И. Омороков. Фотография из фондов ЛОКМ

Кроме того, именно в это время в жизни Фёдора Оморокова произошло очень важное событие, которому на страницах своей автобиографии он уделил особое внимание.

Встреча с Мичуриным

Ф.И. Омороков писал: «В 1925 году осуществилась моя давняя мечта – я посетил И.В. Мичурина» [1].

В то время знаменитый селекционер и его труды были известны и далеко за пределами нашей страны. Ивана Владимировича избрали почётным членом американского учёного общества «Бридерс», а в марте 1913 года он получил из департамента земледелия США послание с предложением переехать в Америку или продать свою коллекцию растений [4]. Но на эти предложения Мичурин ответил отказом, он не собирался покидать Россию и всё-таки дождался признания в своей стране.

В 1925 году он руководил своим питомником в окрестностях города Козлова (ныне город Мичуринск), с 1918 года принадлежавшим новому Советскому государству. В 1925 году в питомнике И.В. Мичурина «уже имелось свыше 30 000 новых гибридов яблони, груши, вишни, черешни, сливы, миндаля, винограда, ореха (фундука), малины, ежевики, крыжовника, смородины, земляники и других плодовых и ягодных растений, выведенных Мичуриным [5].

Фёдор Омороков приехал в питомник в выходной день, но ему посчастливилось не только осмотреть замечательные коллекции растений, но и встретиться с самим создателем питомника. В своей автобиографии Фёдор Иванович писал: «[Мичурин] долго беседовал со мной по вопросам развития садоводства и селекции плодово-ягодных культур. В заключение Иван Владимирович сказал мне: «Смелей берись за селекцию и не бойся трудностей». С этого момента я поставил перед собой задачу – не только размножать существующие сорта, но и создавать новые, более совершенные и лучше приспособленные к местным почвенно-климатическим условиям. Для выполнения этого мероприятия организовал практическую работу по селекции плодово-ягодных культур в учебном хозяйстве Первомайского педтехникума и посадил коллекционный сад с мичуринскими сортами яблонь и винограда»[1].

В Урусовской школе

4В 1931 году Ф.И. Омороков был назначен преподавателем биологии и сельского хозяйства школы села Урусово (ныне Чаплыгинский район Липецкой области) [1]. И на новом месте он продолжил экспериментальную работу, в которой школьники принимали непосредственное участие. О её методике и результатах Омороков написал книгу «Работа на учебно-опытном участке неполной средней школы на основе опыта Урусовской средней школы», «которая была издана Наркомпросом в 1935 г. десятитысячным тиражом» [1]. Фёдор Иванович даже стал научным корреспондентом Центрального научно-исследовательского института политехнического образования, поскольку «он теоретически разработал и представил в Институт ценный материал на тему: «Опытный участок при школе» [6]. Об этом свидетельствует подлинное удостоверение, хранящееся в фондах ЛОКМ.

5Ещё один интересный подлинный документ из персонального фонда Оморокова подписан знаменитым генетиком и селекционером, академиком Николаем Ивановичем Вавиловым. В нём Вавилов положительно отзывался о форме озимой пшеницы, «выделенной тов. Омороковым», и делал вывод, что «выделенная форма заслуживает возможно быстрейшего размножения и проверки её на урожайность в сортоиспытании» [7].

При этом Фёдор Иванович продолжал учиться: в 1937 году он «окончил на заочном отделении Плодоовощного Института им. И.В. Мичурина шестимесячные курсы повышения квалификации специалистов сельского хоз. в области плодоводства за ВУЗ» [1] и таким образом получил высшее образование.

Однако экспериментальная работа сельского учителя не нравилась местному руководству, и только вмешательство Москвы спасло опытный участок от уничтожения. В фондах нашего музея хранится копия письма от известного тогда всей стране академика Т. Д. Лысенко, оно адресовано председателю Троекуровского райисполкома.

Лысенко писал: «Ко мне поступило заявление преподавателя естествознания Урусовской средней школы тов. Оморокова Ф.И. о том, что его опытные работы, которые он уже давно ведет на небольшом (около га) пришкольном земельном участке, в настоящее время директором школы тормозятся. В копии приказа, которую мне предоставил тов. Омороков, говорится, что в виду того, что опытный участок школе не дал никакой практической пользы, опытный участок закрыть, а главная цель, преследуемая приказом, заключается в том, чтобы снять изгородь с опытного участка и загородить места в саду, где проходят посторонние лица.

Мне кажется, насколько я смог ознакомиться с представленным тов. Омороковым материалом, что им ведутся ценные и полезные научно-исследовательские работы и такие работы развивать при школе более чем необходимо. Места же в саду, чтобы не проходили посторонние лица, можно огородить другим материалом, а не снимать изгородь с опытного участка.

Просьба дать указание РАЙОНО, что бы прекратили ликвидацию опытного участка Урусовской средней школы. О принятых Вами мерах по этому вопросу, просьба сообщить по адресу – Москва, Всесоюзная Академия с-х наук им. В.И. Ленина, Т.Д. Лысенко»[8].

Это письмо спасло участок, на котором Ф.И. Омороков создал «несколько новых форм яблони и золотистой смородины» [1]. Они были представлены на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, открывшейся в Москве в 1939 году, а имя Фёдора Ивановича Оморокова занесено в Почётную книгу ВСХВ. А затем исследовательскую работу прервала Великая Отечественная война, в мае 1942 года Ф.И. Омороков был призван в действующую армию,

Известный селекционер

Демобилизовавшись в декабре 1945 года, Омороков вернулся в Урусово, где его ожидало новое испытание. Впоследствии Фёдор Иванович вспоминал: «Во время войны погибли почти все растения, выведенные мною за 12 лет на участке Урусовской школы, а оставшиеся были сильно повреждены. Тяжело переживал я гибель большого количества ценных растений, но веры в свое дело не потерял. С удвоенной энергией я приступил в третий раз выполнять наказ И.В. Мичурина по обновлению сортового состава плодово-ягодных культур» [1].

Для осуществления этой цели он «перешёл в 1948 году на должность садовода в местный колхоз, где развернул опытно-селекционную работу в более широком масштабе и заложил экспериментальный сад на площади в 24 гектара» [1].

Ему «выделили участок рядом с бывшим имением П.П. Семёнова-Тян-Шанского. На шести гектарах – опытно-селекционный участок с виноградником, коллекционный сад и плодовый питомник» [9]. Кроме того, Фёдору Ивановичу было поручено «заняться восстановлением сада и охраной дендрологического парка на территории бывшей усадьбы» [10] «Рязанка», в которой родился выдающийся учёный и общественный деятель П.П. Семёнов-Тян-Шанский. «На этом участке он вырастил 5000 саженцев яблони, которые были использованы для восстановления сада семьи Семёновых» [10].

6В декабре 1948 года Ф.И. Омороков принял участие во Всесоюзном совещании по северному виноградарству, проходившем в Москве. Он много занимался северным виноградарством и вывел целый ряд новых сортов, в том числе «Юбилейный-50». Средний вес одной грозди этого холодоустойчивого сорта винограда достигал 150-180 г.

7Помимо винограда Фёдору Ивановичу удалось создать новые сорта алычи и абрикосов, приспособленные к нашим климатическим условиям. Всего он вывел «30 новых форм плодово-ягодных культур – яблони, абрикоса, алычи, сливы, винограда, чёрной смородины» и крыжовника, устойчивого к поражению мучнистой росой [9]. За эту работу в 1955 году Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина наградила Ф.И. Оморокова бронзовой медалью, выпущенной к 100-летию со дня рождения И.В. Мичурина.

В 1950-60-е гг. в газетах и журнал появились статьи о садоводе Калининского отделения совхоза Троекуровский Оморокове и его достижениях в области селекции, а после этих публикаций Фёдор Иванович получал многочисленные письма с разных концов страны. О чём же писали ему тогда совершенно незнакомые люди? Вот строки из некоторых писем, хранящихся в фондах ЛОКМ: «Уважаемый Ф.И. лежа в больнице и читая газету 8«Ленинское знамя», я очень был удивлен Вашими трудами по выращиванию Вами винограда и очень хотел побыть в Вашем хозяйстве…» [11], «нас заинтересовала Ваша большая селекционная работа», «мы хотели бы испытать в наших условиях ряд Вами отобранных сортов и сеянцев разных плодовых культур» [12]. Писали Фёдору Ивановичу не только садоводы-любители из разных городов России, но и «преподаватель и мичуринцы Каунасского Плодоовощного Техникума им. Мичурина» [12]. И он отвечал на вопросы и даже высылал желающим саженцы растений.

Ему было уже за 80, но он продолжал трудиться в колхозе и заниматься селекцией. Фёдор Иванович Омороков скончался 22 апреля 1984 года, совсем немного не дожив до своего 88-летия. В фондах ЛОКМ хранится переданный им самим в 1958-1970 годах комплекс материалов, включающий фотографии, книги, документы, письма и другие материалы – всего более 40 предметов, рассказывающих о непростом жизненном пути урусовского последователя Мичурина.

Список источников:

  1. Омороков Ф.И. Автобиография. 1969 год. Рукопись, 8 с. // ЛОКМ
  2. «Вестник Рязанского губернского земства» № 5, 1913г. / https://62info.ru/history/node/13294
  3. Справка № 100, выданная Ф.И. Оморокову Старо-Юрьевским Волостным Месткомом Козловского уотделения Тамбовского губотдела 30 июля 1926 года. // ЛОКМ
  4. https://rus.team/people/michurin-ivan-vladimirovich
  5. Бахарев А.Н. И.В. Мичурин – великий преобразователь природы. М., 1952. 167 с.
  6. Удостоверение научного корреспондента Центрального Научно-исследовательского института политехнического образования, выданное Ф.И. Оморокову 10 июня 1935 года // ЛОКМ
  7. Справка о форме озимой пшеницы, выделенной Омороковым (подписана академиком Н.И. Вавиловым), 1930-е гг. // ЛОКМ
  8. Копия письма Т.Д. Лысенко председателю Троекуровского райисполкома, машинопись, 1 с. // ЛОКМ
  9. Юданов А. Виноградная лоза. / Вырезка из газеты «Ленинское знамя» // ЛОКМ
  10. Бодунов М.А. Селекционер-опытник / Садоводство, № 11, 1978 г. С. 20.
  11. Письмо Григорьева В.Н. Оморокову Ф.И. от 04.11.1956 г. // ЛОКМ
  12. Письмо Шматавичуса Э. Оморокову Ф.И. от 20.11.1955 г. // ЛОКМ

зав. отделом природы Юнченко А.В.

Александр Уваров – русский самородок

1В собрании фонда музыкальных инструментов Липецкого областного краеведческого музея хранится более 18 предметов, сделанных руками липецкого умельца Александра Михайловича Уварова (1924-2003). Это, прежде всего, самобытные народные духовые и струнно-щипковые музыкальные инструменты. В постоянно действующей экспозиции нашего музея представлены: жалейки, свирель, рожок, кугиклы, гусли звончатые, балалайки, гитара, гармошка диатоническая и другие ударно-ритмические инструменты.

Александр Михайлович Уваров - наш земляк, он родился в деревне Ключики Липецкого района в 1924 году, был участником Великой Отечественной войны. На фронте Александр Уваров пережил все ужасы военного лихолетья, голодал во время Ленинградской блокады, дважды был тяжело ранен, чудом остался жив после сильнейшего сотрясения мозга. После госпиталя он вновь рвался на фронт.

Вернувшись домой с орденами и медалями за боевые заслуги, Уваров окончил Липецкий машиностроительный техникум и по распределению попал на Киевский кабельный завод. Там он участвовал в концертах самодеятельности, пел русские народные песни. У него был очень приятный голос второго тенора. На одном из концертов его услышал преподаватель вокала Киевской консерватории и предложил стажироваться у него, так как ему очень понравился голос Саши Уварова.

В консерватории Уваров познакомился со студентом Андреем Мистюковым - будущим хоровым дирижером и композитором. Окончив консерваторию, Андрей Петрович Мистюков поехал работать хормейстером Воронежского хора и пригласил с собой Сашу Уварова. Так в конце 1952 года Александр Уваров стал артистом Воронежского русского народного хора.

Семейный дуэт

2Там он познакомился со своей будущей женой Марией Морозовой, они пели дуэтом, их вокальные произведения во время многочисленных гастрольных выступлений слушала вся страна. Александр Уваров известен и как первый исполнитель песни «Ой, мороз, мороз…», которую написал совместно с женой в 1955 году, а в 1956 была выпущена грампластинка с записью этой известной песни. Александр и Мария Уваровы были первыми исполнителями всенародного хита. В Липецком областном краеведческом музее хранится подлинная афиша под названием «Исполнители русских народных песен Мария Морозова и Александр Уваров», а также несколько грампластинок с записями этого вокального дуэта.

3В начале 1970-х годов они переехали в город Липецк, где организовали ансамбль русской народной песни «Россиянка» и стали приобщать талантливую молодежь к русскому народному музыкальному творчеству. Александр Уваров и Мария Морозова-Уварова более 35 лет руководили этим ансамблем, который успешно гастролировал и в России, и за границей.

Мастер по изготовлению народных музыкальных инструментов

4Профессиональный солист-вокалист Александр Уваров был еще и талантливым мастером по изготовлению народных музыкальных инструментов. Позволить купить себе хороший инструмент мог далеко не каждый участник ансамбля, поэтому Уваров занялся изготовлением музыкальных инструментов. Он создавал свои шедевры по индивидуальным чертежам, опираясь на свой личный опыт музыканта. В Областном Дворце культуры, где работал Александр Михайлович, а подчас и у себя дома, на кухне он мастерил: балалайки, гусли, флейты и даже гармошки. Нужен был качественный материал – сухое, выдержанное временем, дерево. Александр Михайлович использовал, например, старые рояльные крышки, фортепьянные деки. И, конечно, для изготовления инструментов необходим невероятный энтузиазм и талант мастера. В наши дни, к сожалению не так уж и много таких умельцев, ведь изготовление и игра на старинных народных музыкальных инструментах требует определённых умений, ремесленных хитростей и знаний бытовых традиций. Всем этим судьба одарила Александра Уварова сполна.

Талантливый руководитель и педагог, он обладал, вдобавок ко всему, и большой человеческой добротой. Александр Михайлович прививал навыки игры на всех без исключения музыкальных инструментах, участвующих в выступлениях народного ансамбля «Россиянка». Артисты на всю жизнь запомнили его точные замечания и наставления о способах извлечения звука, приёмах игры, настройке инструмента, аппликатуре (аппликатура – порядок расположения и чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте). Александр Михайлович Уваров пользовался большим уважением среди своих коллег по работе. Ему и Марии Павловне Морозовой было присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РФ».

Зав. отделом региональной культуры Овчинников А.В.