Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

Подвиг Владислава Титова

В конце 60-х годов прошлого века на сцене Липецкогообластного драматического театра была поставлена инсценировка повестиВ. Титова«Всем смертям назло». История создания этой книги необычна, ведь её написал человек, который стоял на грани жизни и смерти и вышел победителем.

«Всем смертям назло»

1Это было первое, частично автобиографическое, произведение нашего земляка Владислава Андреевича Титова.В своей повести он описал реальные события, произошедшие с ним лично, когда он работал на шахте «Северная» в Донбассе. В роли главного героя Сергея Петроваон показал самого себя. Именно он перенёс страшные испытания, стал Screenshot 1инвалидом в 26 лет, тяжело переживал своё ущербное положение и страдал. В какой-то момент Титову захотелось поделиться своими мыслями и изложить их на бумаге, так появилась повесть «Всем смертям назло».

Советский театральный режиссёр, актёр и драматургК.Д.Миленко, прочитав повесть в журнале, обратился к бывшему шахтёру с просьбой разрешить инсценировать это произведение. Впоследствии Миленко писал: «Узнав о моём намерении создать пьесу по повести «Всем смертям назло», Владислав Андреевич сначала категорически отверг эту затею» [1]. Однако режиссёру удалось убедить его.

Инсценировка была поставлена сначала в Липецке, а затем в Ворошиловграде (Луганске), Донецке, Кемерово, Киеве, Житомире, Борисоглебске. А сама повесть была переведена на иностранные языки.

Подвиг

2В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранится необычноеписьмо. Оно было написано 24 октября 1972года Владиславом Титовым своим родителям – Андрею Антоновичу и Анастасии Алексеевне Титовым, а также братьям и сёстрам[2]. Письмо обращает на себя внимание своим почерком и различными «закорючками» между строк. И только узнав о судьбе его автора, понимаешь, как технически сложно было его написать. Письмо было написано шариковой ручкой, но держал её Владислав не руками, а зубами. Обе руки были ампутированы.

Владислав Андреевич – наш земляк, родился в 1934 году в деревне Калиновка Добринского района, которая ныне не существует. После окончания школы он уехал в Донбасс,закончил там горный техникум и остался работать горным мастером.

В жизни всегда есть место подвигу. Наверное, В.Титов не думал, что место подвигу найдется и в его жизни. 14 апреля 1960 года в Донбассе, в нескольких километрах от Макеевки,на шахте «Северная»произошла авария.Вагонетка, упавшая с рельсов, высекла искру из кабеля. Огонь побежал к трансформатору, что неминуемо привело бык взрыву. В это время в шахте работали люди…

Владислав бросился к щитку и обесточил его, получив при этом мощный удар электрическим током.Однако кабель продолжал гореть, тогда Титов накрыл собой горящий кабель и погасил огонь.Взрыва не произошло…

Владислав Андреевич получил тяжёлые ожоги, но выжил, он провёл в больнице несколько месяцев, перенёс несколько сложных операций. Удалось спасти обожжённую правую ногу, но врачам пришлось ампутироватьему обе руки.

Новая жизнь

3А дальше началось самое трудное – нужно было научиться жить в новых обстоятельствах. И ему удалось это сделать, несмотря на многочисленные трудности и боль. Титов научился включать и настраивать телевизор, магнитофон. И даже … писать. Сначала он пытался писать, зажав карандаш пальцами правой ноги, потом – зажав карандаш специально приспособленным протезом правой руки. Но протез не слушался, и тогда он взял карандаш в зубы. Месяцы упорных тренировок, и Владислав смог писать по 5,8,12 страниц в день.А после того, как шахтёры подарили ему печатную машинку, он стал печатать с помощью палочки, которой нажимал на клавиши. В фондах нашего музея хранится ещё один необычный предмет – палочка, с помощью которой Владислав Андреевич переставлял фигуры во время игры в шахматы.

4Перенести все тяготы ему помогла его жена – Рита, которая постоянно была рядом. Именно ей он решил посвятить рассказ, но небольшой рассказ перерос в повесть. Повесть «Всем смертям назло» впервые была опубликована в журнале «Юность» в 1967 году. Позднее режиссёр, Заслуженный артист РСФСР К.Д. Миленко в соавторстве с В.А. Титовым написал одноимённую героическую драму в трёх действиях.

В.А. Титов написал ещё несколько произведений: «Ковыль-трава степная», «Жизнь прожить», «В родной земле корням теплее», «Проходчики» и другие. Он был награждён орденами «Дружбы народов», «Знак почёта», стал Лауреатом Государственной премии УССР им. Т.Г.Шевченко, Всесоюзного литературного конкурса им. Н.А.Островского.Не стало писателя 30 апреля 1987года.

А в августе 1988 года мать героя Анастасия Алексеевна Титова передала в Липецкий областной краеведческий музей материалы своего сына [3].

Список источников:

  1. Миленко К. Всем смертям назло / журнал Театральная жизнь, № 7, 1972 г. с. 22.
  2. Письмо В.А. Титова родителям от 24.10.1972года / ЛОКМ
  3. Акт передачи на постоянное хранение № 4953 от 05.08.1988 года. / ЛОКМ

 Старший научный сотрудник отдела фондов Красникова О.И.

 

Безмен, аршин и мера

В экспозиции Липецкого областного краеведческого музея «Купцы – народ «сурьёзный»», рассказывающей о купечестве, развитии промышленного и торгового дела в нашем крае, представлены предметы, которые более ста лет назад широко использовались в торговле.В настоящее время они полностью вышли из употребления и многим нашим современникам просто незнакомы. В этой статье мы расскажемо некоторых из них.

Аршин

До конца 19 века в России практически не продавали готовую одежду, она шиласьиндивидуальнона заказ, поэтомубыла очень широко 1распространена торговля тканями. Ткани отмеряли с помощью специального инструмента, который назывался аршин. Аршин в России вошёл в употребление в 16 веке, до него использовался локоть, «равнявшийся длине руки от локтя до вытянутого среднего пальца… Однако все люди обладают разными физическими данными и возможностями. Следовательно, и расстояние от локтевого сгиба руки до кончика среднего пальца у каждого человека было индивидуальным, то и длина локтя могла колебаться от 38 до 46 см» [1].

В знаменитом энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, говорится: «Аршин есть не что иное как своего рода локоть. Аршин делился на 16 вершков, локоть же равнялся 102/3 вершкам, так что аршин был равен 1,5 локтя» [2]. В настоящее время в современной метрической системе величина аршина определяется в 71,12 см. Аршином называлась не только единица измерения длины, но и мерная линейка, на которой были нанесены деления, позволяющие измерять длину в вершках (вершок – старорусская единица измерения, равная длине основной фаланги указательного пальца, равна 4,5 см).

В витрине экспозиции нашего музея «Купцы - народ «сурьёзный»» представлены два аршина – металлический и деревянный. Деревянный аршин имеет латунные вставки, благодаря которым его можно было складывать.

На территории нашего края ткани продавались в магазинах, купеческих лавках илина ярмарках.

Купеческая лавка представляла собой небольшой магазин, торговавший самым разнообразным товаром, в том числе и тканями. Развитие промышленности и сельского хозяйства привело к увеличению торговли. В Ельце, например, «в1852 году насчитывалось уже 217 торговых лавок, в которых продавали различные товары» [3].

В Липецке торговая часть города располагалась на Воронежской горе (ныне улица Советская). Писатель А.С. Толстов, посетивший курорт «Липецкие минеральные воды» в 1901 году, вспоминал: «В гору от Вознесенской площади идёт Воронежская улица. Влево от неё, перпендикулярно к ней, идёт Усманская улица. На Усманской, Воронежской улицах и Вознесенской площади сосредоточены лучшие магазины; и некоторые из них построены и обставлены на столичный манер, например, магазины Русинова, Перелыгина, Шелихова; есть специальный книжный магазин. Почти на вершине горы находится Базарная площадь…» [4].

2Ткани можно было купить не только в лавках, но и на ярмарках. Ярмарка – один из самых древних и удобных для России способов торговли. На территории нашего края общероссийское значение имела Лебедянская ярмарка, на которую в лучшие годы привозили товар более чем на 2 миллиона рублей. Эту ярмарку изобразил на своей картинехудожник П.П. Соколов, а влитературе описал И.С. Тургенев.

В Липецке в начале ХХ века проходили две постоянные годовые ярмарки: Владимирская и Успенская; в Ельце – Тихвинская и «Апосская». На ярмарках каждому товару отводилось свое место: «для «красного» товара, галантереи, железных изделий, продовольствия и т.д. Это делалось в интересах покупателя, чтобы ему было легче найти нужный товар» [5].Вот как описывал ярмарку уроженец Задонского уезда писатель Александр Иванович Эртель: «Вот длинный ряд холщёвых и рогожных навесов. Толпятся бабы со свёртками холста… Это красный ряд. Жёлтые, зелёные, алые, пестрые, малиновые, голубые платки то отливают, то приливают в просторные балаганы, где прилавок гнётся под грузом ситца, где рябит в глазах от узоров и рисунков, где до хрипоты, до яростивыбиваются краснорядцы, обольщая добротой, дешевизной и модностью своего товара…В панском ряду меньше шума и меньше яркости; там продавцы учтивые, благоприятные и скользкие, как лини, с манерами; там сукна, шелка, драп, кашемир…» [6].

Простые ткани можно было купить и на рынке. Например, в Ельце кроме торговых лавок, магазинов было несколько рынков, в том числе мужской и женский. На женском рынке продавали холст и кружево, которые отмеряли с помощью аршина.

Безмен

3На ярмарках шла торговля самым разнообразным товаром. Для взвешивания продуктов использовались весы.

В экспозиции Липецкого областного краеведческого музея «Купцы - народ «сурьёзный»» представлены коромысловые,рычажные, пружинные весы и безмены.

Слово «безмен» произошло от тюркского «batman», что означало меру веса около 10 кг, а позже так стали называть сам прибор для его определения.

Безмен – это весы, «состоящие из металлического (железного или медного) стержня, на одном конце которого находится большое утолщение, а на другом - крючок и чашка. Взвешиваемый товар кладется на эту чашку или навешивается на крючок. На стержень надета петля из проволоки. Во время взвешивания продавец держит безмен за верхнюю часть петли и передвигает её по стержню до тех пор, пока весы не придут в равновесие»[7]. Появились безмены очень давно и, скорее всего, независимо друг от друга, в разных странах.

4При взвешивании небольшого веса безмен давал погрешность,которая составляла «от ¼ до ½ фунта» [7].А при взвешивании груза свыше 20 фунтов погрешность уже составляла 5 фунтов и более. Поэтому «В своде законов Российской империи» издания 1857 года… помещено следующее: употребление обыкновенного в мелочной торговле русского безмена повсеместно запрещено, по удобности оного к обману. Разносчикам дозволяется употребление безмена, устроенного по особенному правилу 1797 года; но употребление сего безмена в лавках запрещено» [7].Однако, несмотря на неточности при взвешивании, безменом активно продолжали пользоваться и в уличной торговле, и в быту.

5В России безмены составляли неотъемлемую часть кустарного производства. Их изготовлением занимались кузнецы по всей стране. Многие мастера были известны далеко за пределами своих губерний, а их продукция пользовалась большим спросом. Простые безмены обычно выковывали из железа. Имя мастера и место изготовления на них никогда не указывалось. Изготавливали безмены  из медного сплава. 

В экспозиции Липецкого областного краеведческого музея «Купцы – народ “сурьёзный”» представлен именной медный безмен елецкого купца Григория Назарова. «Именной» безмен изготавливался на заказ, с указанием имени купца и гарантировал точность взвешивания.

В коллекции нашего музея представлены безмены с разной формой противовесов: шар, цилиндр, «лимон» и гранёный куб.

Меры

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова есть несколько толкований слова «мера»,одно из них: мера – «сосуд для измерения сыпучих тел», например, «мера овса» [8]. В экспозиции нашего музея представлены 2 меры: деревянный горец для отпуска зерна и мера для продуктов, изготовленная из медного сплава. Металлическими мерами продавали молоко, растительное масло, керосин и спиртные напитки русского производства.На территории нашего края в 19 веке в Ельце было налажено кустарное производство железных мерок-четвериков, отличающихся прочностью и красивой отделкой.

Безмен, аршин и мера уже давно вышли из употребления, но они сыграли свою важную роль в развитии торговли и экономики нашей страны. И теперь их место в музеях, как и многих других вещей когда-то нужных и полезных.

Список источников:

  1. Локоть – мера длины. Длина локтя. Измерение локтём. [Электронный ресурс] https://fb.ru/.
  2. Энциклопедический словарь, изд. Ф.А.Брокгауз, И.А. Ефрон, том 3. С.-Петербург. СемёновскаяТипо-Литография (И.А. Ефрона), 1891 г.
  3. Чекомазова В.И. Из истории елецкого купечества. Елец: МУП «Типография» г. Ельца. 2015 г.
  4. Очерк А.С. Толстова. «Лето на Липецком курорте». Москва. Типо-лит. А.В. Васильева и , Петровка, д. Обидиной. 1902 г.
  5. Чекомазова В.И. Из истории ярмарочной торговли в городе Ельце и Елецком уезде. /Труновские чтения: традиции и современность.  ЛОКМ. Липецк, 2013 г.
  6. Эртель А.И. Гарденины, их дворня, приверженцы и враги. М., 1987 г.
  7. Энциклопедический словарь, изд. Ф.А.Брокгауз, И.А. Ефрон, том 5. С.-Петербург. Семёновская Типо-Литография (И.А. Ефрона), 1891 г.
  8. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д.Н. Ушакова, том 2. Государственное словарно-энциклопедическое издательство «Советская энциклопедия». Москва. ОГИЗ. 1934 г.

Никифорова Т.В., научный сотрудник отдела экскурсионно-выставочной работы ОБУК «ЛОКМ».

 

Клад купца Котельникова

В одной из витрин экспозиции Липецкого областного краеведческого музея «История России в монетах и медалях» выставлены несколько серебряных монет, два серебряных кубка с позолотой и три серебряных портсигара. Эти предметы поступили в собрание музея в 2011 году, когда липецкие археологи передали в фонды Липецкого областного краеведческого музея так называемый клад купца Котельникова.

1Весной 2007 года, на склоне Соборной горы г. Липецка, перед строительными работами проводились, как это полагается, археологические раскопки, в ходе которых в фундаменте дома, находившегося на том месте в конце XIX - началеXX вв., был обнаружен клад. Он представлял собой восьмилитровый металлический котелок, внутри которого помещались 1018 серебряных монет, 48 медных монет, два серебряных кубка и три серебряных портсигара. Клад был завернут в газету от ноября 1917 года [1].

2В связи с тем, что этот клад оказался самым крупным кладом, найденном в Черноземье, в СМИ разразилась сенсация. В газетах наперебой писали о главных версиях принадлежности клада, оценивали его стоимость, сетовали на то, что студенту, обнаружившему находку, не достанется 25 % выплаты, поражались разнообразию и экзотичности некоторых монет в найденной «коллекции». Сюжет о липецком кладе вышел даже на «Первом канале»[2]. Таким образом, клад купца Котельникова стал еще и самым знаменитым кладом Липецкой области.

3

Первая версия

Это название клад получил по первой главной версии его принадлежности. Согласно архивным документам, на месте обнаружения клада в дореволюционное время находился дом знаменитого тогда липецкого купца Павла Алексеевича Котельникова [3]. Павел Алексеевич был одним из самых уважаемых людей города Липецка, в начале 90-х годов XIX века стал почетным членом Липецкого уездного попечительства, а в 1891 году был избран городским головой [4]. 4Кроме того, Павел Алексеевич был ктитором Покровского храма г. Липецка, жертвовал большие суммы денег на его благоустройство и приобретение утвари [5].

5Согласно первой версии, купец, встревоженный революционными событиями, спрятал клад в надежде на лучшие времена. Удивление вызывает характер клада, в нем находились такие монеты, как: 20 куруш Османской Империи, 8 боливийских реалов, Наполеоновские полфранка, рубль Екатерины II, монета эпохи Золотой орды, монеты с двойным номиналом для хождения в Царстве Польском. Однако большинство монет российской чеканки, преобладали николаевские рубли. 6Тот факт, что большое количество монет было уже не в ходу в начале XX  века, многие монеты сильно потерты, повреждены, имеют круглые отверстия (по всей 7видимости, некогда составляли деталь монисто), кроме того, они были спрятаны вместе с серебряными кубками и портсигарами. Это наводит на мысль, что предметы были собраны как серебряный лом. Занимался ли Павел Алексеевич Котельников сбором серебряного лома, нам неизвестно.

 8

 

 

9

Вторая версия

Вторая версия гласит, что клад был спрятан неким липецким чекистом, и серебро – не что иное, как реквизированные у богачей ценности. Версия строится на заявлении о присутствии на кубках и холщевых мешочках с николаевскими рублями инвентаризационных номеров [5]. Однако, в акте передачи клада музею эта информация не подтверждается[6].

10Еще одним аргументом является заявление о том, что после революции в бывшем доме Котельникова располагалась ячейка местного ЧК, а позже в 60-е годы XX века – военкомат [7]. Военкомат там действительно располагался, чего нельзя однозначно сказать о ячейке ЧК. В книге С.А. Разбирина о липецких контрразведчиках сказано, что «решение о создании отдела по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, мародерством и саботажем было принято 13 мая 1918 года на заседании Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Липецкого уезда», а  «штаб-квартира уездной ЧК размещалась сначала на Троицкой (ныне Коммунальной) площади, затем на углу улиц Интернациональной и Зегеля, затем – на улице Первомайской, 39» [8]. Сведений о нахождении ЧК на улице Кузнечной нет.

Таким образом, аргументация обеих версий слишком слаба, чтобы утверждать что-то однозначное, относительно того, кто все-таки спрятал клад в подвале дома купца Котельникова. Также остались неизвестными и обстоятельства, при которых клад был собран. Но все желающие смогут прийти в Липецкий областной краеведческий музей и своими глазами увидеть его в экспозиции «История России в монетах и медалях»

Список источников:

1. Мельников, Е. Н. Охранные археологические исследования в исторической части г. Липецка на ул. Кузнечная // Археологические открытия 2007 года в Липецкой области. Липецк, 2008.  С. 3.

2. https://1tv-ru.turbopages.org/1tv.ru/s/news/2007-03-28/210867-na_odnoy_iz_stroek_v_lipetske_obnaruzhen_kotelok_nabityy_starinnymi_monetami

3. Малюков Сергей. Тайна старых развалин. // Липецкая газета, 24 марта 2007 г., № 59 (22937), С. 1.

4. Юров Сергей. Липецк в прошлом. Усадьбы и их владельцы в конце XVIII – начале XX века. ­­Липецк: 2020. С. 120.

5. Клоков А.Ю., Найдёнов А.А., Новосельцев А.В. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Храмы Липецка. 2006 С. 149.

6. Акт приема музейных предметов в постоянное пользование от 21 апреля 2011г. № 32 (7938).

7. https://gorod48.ru/news/6651/

8. В Липецке найден клад. // Газета МГ. – 2007, 28 марта, № 13, С 2.

9. Разбирин С.А. Государственная безопасность: из прошлого спецслужб: очерки о липецких контрразведчиках / С.А. Разбирин. - Липецк, 1999. – 239 с.

 

Женевский кабинет Г.В. Плеханова

В этом году 11 декабря исполняется 165 лет со дня рождения нашего выдающегося земляка Георгия Валентиновича Плеханова. Его имя широко известно не только в России, но и далеко за её пределами. Разносторонне образованный человек, философ, видный деятель российского и международного рабочего движения, литературный и музыкальный критик, мыслитель, оратор, публицист – он был одним из самых просвещённых людей своего времени.
Усадьба, где ныне располагается мемориальный музей Г.В. Плеханова, была приобретена его отцом в 1867 году и до конца 1870-х годов находилась в собственности семьи Плехановых. Идея создания музея, посвящённого первому пропагандисту марксизма в России, принадлежит Михаилу Павловичу Трунову – основателю и первому директору липецкого краеведческого музея, собравшему обширную коллекцию по истории революционного движения в России.

История приобретения мемориальных экспонатов Дома-музея Г.В. Плеханова
В 1928 году по предложению советского правительства вдова Плеханова Розалия Марковна перевезла из-за границы библиотеку мужа, его архив, рукописи в Ленинград, где был открыт Дом Плеханова. Так сложилась жизнь Георгия Валентиновича, что 37 лет он вынужден был жить за пределами Родины и дольше всего в Женеве. В 1977 году, когда готовился к открытию липецкий Дом-музей Г.В.Плеханова, из Ленинграда нам были переданы личные вещи Георгия Валентиновича и часть предметов из его рабочего Женевского кабинета. Это не только мебель, но и книги, и вещи, которыми он пользовался.
Плехановы, по воспоминаниям современников, жили очень скромно, и приходившие к ним гости поражались бедностью обстановки. Но в семье была богатейшая библиотека, состоящая из 12 с половиной тысяч томов. Все они были расставлены на полках.

Кабинетная мебель3
Мебель Женевского кабинета представлена тремя предметами: стеллаж книжный, письменный стол и кресло. Стеллаж и стол выполнили по специальному заказу итальянские рабочие за символическую плату. Стеллаж с шестью полками,  фигурными боковинами из сосны, покрыт тёмным лаком. Стол со съёмной, достаточно большого размера – 138х98,7(см) прямоугольной крышкой, также изготовлен из сосны и покрыт тёмным лаком. Стол очень нравился Георгию Валентиновичу, так как на нём удобно размещалось большое количество нужной для работы литературы, и при необходимости его легко можно было перенести с места на место.
2Особого внимания заслуживает мягкое, покрытое тонким ковровым обивочным материалом с цветочным рисунком кресло, в котором любил отдыхать Плеханов. Кресло фабричного производства, возможно, один из самых дорогих предметов мебели в семье. Обивка в нескольких местах протёрта, заштопана, но ни сами Плехановы, ни музейные сотрудники не стали её менять. Этот факт очень красноречиво характеризует и бережное отношение  к вещам, и финансовое состояние семьи Плехановых.

Личные вещи Г.В. Плеханова
На столе находится печатная машинка системы «Mersedes» с латинским шрифтом, на которой Георгий Валентинович печатал свои работы. Машинка была подарена Дому-музею Г.В.Плеханова его дочерьми, когда музей готовился к открытию.
Слева от печатной машинки на столе - фигурный подсвечник с огарком свечи, при свете которой работал Плеханов. Розалия Марковна настолько трепетно относилась к своему покойному супругу, к сохранению памяти о нём, что даже этот огарочек привезла вместе с другими мемориальными вещами.
1Справа от печатной машинки располагается очень необычный для нашего времени предмет – подставка для карманных часов или «подчасник», как называли этот предмет в прошлом. На прямоугольной основе прикреплена ажурная вертикальная подставка с чашечкой из листьев, куда помещались карманные часы. Во время работы за столом можно было периодически отслеживать время, взглянув на стоящие рядом часы. Подставка чугунная, каслинского литья с цветочным орнаментом и изображением двух лежащих животных выглядит очень привлекательно. Плеханов не расставался с ней, куда бы он ни переезжал. По его словам, эта небольшая, выполненная в России вещица напоминала ему о Родине.
4На стене над столом висит чёрно-белая фотокопия фрески Рафаэля Санти «Афинская школа». На ней изображены самые известные и уважаемые мыслители классической эпохи, жившие в разных странах и в разное время - идеальное сообщество учителей и учеников. Эта фотокопия не случайна в Женевском кабинете Г.В. Плеханова. Произведения  практически всех этих философов он хорошо знал. Ведь, как известно, Плеханов владел в совершенстве 6 иностранными языками, а в его обширной библиотеке находились книги на 18 языках народов мира, и все они были прочитаны Георгием Валентиновичем, судя по его пометкам на полях.
Слева и справа от «Афинской школы», расположены два барельефа, выполненные скульптором Б. Шатцем в 1894 г.: слева - барельеф с портретом любимого современного ему мыслителя Карла Маркса. Барельеф вмонтирован в деревянную подставку, обтянутую бархатной бордовой тканью. С правой стороны – потрет Антона Рубинштейна, российского композитора, чью музыку хорошо знал и любил Плеханов. В музыке Георгий Валентинович очень хорошо разбирался и был замечательным музыкальным критиком. Барельеф Рубинштейна также вмонтирован в деревянную подставку, которая обтянута бархатом синего цвета.

Фотографии друзей
В нижнем ряду над столом – фотопортреты людей, с которыми Плеханов познакомился за границей. Оторванный от Родины, он радовался каждой встрече с людьми, приехавшими из России. Со знаменитым революционным писателем А.М.Горьким Плеханов познакомился в 1907 году, ездил к нему на остров Капри, где Горький лечился, читал его произведения и даже критиковал философско-религиозные воззрении  Алексея Максимовича.
В 1904 году Плеханов лечился в Швейцарии, где познакомился с приехавшим на курорт после ранений и контузии командиром легендарного крейсера «Варяг» Всеволодом Фёдоровичем Рудневым. По тому времени капитан Руднев был одним из наиболее передовых офицеров флота. Во время длительных прогулок Плеханов познакомил Всеволода Фёдоровича с основными идеями марксизма, а тот, в свою очередь, рассказывал о героизме русских моряков, о казнокрадстве части офицеров, о настроениях прогрессивной интеллигенции России.
Тесные дружеские отношения сложились у Плеханова с композитором Александром Николаевичем Скрябиным. Во время своих встреч Скрябин и Плеханов беседовали об искусстве, о Родине, говорили о революционных событиях в России в 1905 году, о вооружённом восстании в Москве.
Известный русский библиограф Николай Александрович Рубакин оказал Плеханову большую помощь в работе над «Историей русской общественной мысли», советуя в выборе книг и знакомя с новинками литературы. В свою очередь, Плеханов помогал Рубакину при подготовке его работы «Среди книг» Именно по рекомендации Плеханова, Николай Александрович включил в неё ряд произведений В.И. Ленина.
В 1909 году семья Плехановых неоднократно принимала у себя замечательного русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина. Бывая у Плехановых, Шаляпин много пел, особенно часто – русские народные песни. Георгий Валентинович позже любил рассказывать о встречах с певцом, о его таланте, творчестве.
Самую большую часть мемориального фонда Г.В. Плеханова составляют книги, посвящённые нашему великому земляку, произведения выдающихся философов и, конечно же,  статьи и книги самого Георгия Валентиновича. Небольшая часть этих изданий находится на стеллаже в Женевском кабинете Плеханова.
Все перечисленные мемориальные вещи Георгия Валентиновича представлены в экспозиции дома-музея Г.В. Плеханова.

Зав. сектором дореволюционной истории З.А. Клокова

 

Николай Россов - трагик русской сцены

В Липецком областном краеведческом музее на выставке, приуроченной к 100-летию Липецкого академического драматического театра им. Л.Н. Толстого, экспонируются раритетные театральные костюмы известного в первой половине 20 века актёра-трагика, Заслуженного артиста РСФСР Николая Петровича Россова. Костюмы, в которых артист играл свои бессмертные роли (принца Гамлета и короля Ричарда III), нашему музею передала дочь Николая Россова Людмила Николаевна.

1

Детство и юность известного актёра
       Николай Петрович Россов – наш земляк, сын небогатого усманского мещанина Петра Фёдоровича Пашутина. Его отец служил конторщиком в имении Шеншина в небольшом селе Васильевском Чемлыкской волости Усманского уезда, ныне Добринского района. Здесь и родился 28 декабря 1864 года будущий неподражаемый трагический актёр. Впоследствии фамилию Пашутин Николай Петрович поменял на творческий псевдоним Россов в надежде, что это поможет его актёрской деятельности. Детство и отрочество артиста прошли в большой нужде. Отец умер, когда мальчику было четыре года. Семья переехала сначала в Задонск, а затем в Воронеж. Николай окончил Воронежское уездное училище.
 Оставшись на попечение бабушки, он определился на работу учеником слесаря в железнодорожные мастерские станции Воронеж. Но юношу больше интересовали книги, декламирование стихов и трагических монологов. Это раздражало полуграмотного мастера, и он, застав молодого ученика на работе за чтением, так рассвирепел, что ударил мальчика головой о верстак. Последствиями этого удара были заболевание эпилепсией, от которой удалось вылечиться, и заикание, оставшееся на всю жизнь. Впоследствии заикание мешало его актёрской работе и принесло ему много страданий.

Начало творческого пути
Работа в мастерских была оставлена и, при содействии своего гимназического учителя, Николай устроился писцом в земскую управу. Жалование его в то время составляло 18 рублей в месяц, но юноша экономил деньги, чтобы попасть на спектакли приезжавших в Воронеж гастролёров. В полном одиночестве, 7-8 лет он готовил классический репертуар, стараясь перебороть своё заикание. Одновременно Николай перечитал всё, что мог достать о театре и любимых авторах.
Увлечение театром было так велико, что он, накопив 200 рублей, уехал в Москву с мечтой выступить на сцене. Вначале его приняли в Общество искусства и литературы. В то время начинающий К.С. Станиславский ставил там спектакли, и Россов репетировал роли Гамлета, Уриэля Акосты, но из-за строптивого характера, нежелания признавать и принимать догмы обучения его в буквальном смысле изгнали из театра. Россов действительно всю жизнь не принимал какие-либо театральные школы. Он называл себя актёром транса и вдохновения,  комедиантом - не в ироническом, а в возвышенном значении слова.
Определившись в частный театр известной тогда москвички Е.Н. Горевой, Россов тоже не нашёл себя. Актёры считали его «не от мира сего» и даже потешались над ним. А он упорно продолжал работать, репетировал даже по ночам, оставшись один, в театре. Но, поняв, что и в этом театре ему не пробиться, Николай Россов уехал в Пензу, где предложил себя на роль Гамлета.

  Долгожданный триумф
2И вот 18 февраля 1891 года состоялся дебют 26-летнего актёра, который имел громадный, невиданный для провинциального города, успех. Из театра Н.П. Россова вынесли на руках, да так качали и кидали, что чуть не уронили… О нём заговорила пресса, в том числе и столичная, появились публикации в театральных журналах. До сих пор никому не известный дебютант сразу получил ряд предложений.
Дав ещё несколько спектаклей в Пензе, Россов уехал в Тамбов, оттуда в Воронеж. И здесь он произвёл фурор. «Злобу дня нашего города», - отмечала губернская газета, - «в настоящее время составляют гастроли молодого талантливого артиста Николая Петровича Россова, выдвинувшегося из мрака неизвестности в прошлый сезон в Пензе…» [3].
Из Воронежа Россов отправился в Петербург, где играл в театрах Панаева, Суворина, затем вновь уехал с гастролями в провинцию. Везде играл только классические роли, ограничив себя сравнительно узким репертуаром трагедии и романтической драмы.

Талантливый актёр и литератор
3Современники в один голос отмечали, что Россов был человеком высокой культуры, к тому же весьма одарённым литератором. Он самостоятельно изучил английский язык, чтобы не только прочитать в подлиннике, но и самому сделать перевод драмы В. Шекспира «Гамлет». Кроме того, Николай Петрович изучил французский язык и перевёл на русский четыре пьесы В. Гюго. Им написано много статей по искусству, напечатанных в театральных журналах, изданы три его собственные пьесы.    
 Талантливый трагик всю свою творческую жизнь провёл в гастрольных разъездах и подолгу не мог задержаться ни в одном театре страны. Веря лишь в творческую интуицию, артист отрицал значение театральных школ, выступал на сцене по вдохновению и перевоплощался до неузнаваемости. Советское правительство по достоинству оценило благородную самоотверженную деятельность Н.П. Россова. В 1926 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.
     До конца своей жизни, даже в последние годы, несмотря на глубокую старость, он мечтал о сцене. Николай Петрович Россов скончался 30 января 1945 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Когда с ним прощались старые деятели сцены, у его изголовья висела старая лиловая афиша с крупно напечатанным словом «Гамлет» – названием пьесы, с образом героя которой он прошёл всю свою жизнь.

Список источников:
1. Комяков Д. Артисты из Усмани. Новая жизнь [Усманский район].–  
    28.11.96 г
2. Театральная энциклопедия. – М., 1965. – Т. IV. – Ст. 664-665.
3. Деятели искусства: библиогр. указ. / Липецкая ОУНБ, Информ.– библиогр.
   отдел. – Воронеж, 1982. – С. 29-30.

Зав. отделом региональной культуры Овчинников А.В.